«Самарская реновация»: уничтожается историческое, самобытное лицо провинциального города
В Самаре снос исторического центра начали называть «реновацией» интуитивно, видя на примере Москвы, что этим словом называют то, что не нравится горожанам, вызывает протесты и при этом, то, что чиновники и строительный бизнес рассчитывают осуществить, невзирая на общественное мнение.
Как и в Москве то, что называют реновацией выгодно в первую очередь не горожанам, а строительному бизнесу. И в Самаре, и в Москве главная выгода строителей и близких к ним чиновникам не в освобождающихся площадках под эту самую «реновацию», а во вливании огромных бюджетных средств в переселение жителей «реновируемых» территорий. То есть, в выкупе уже построенных квартир на фоне стагнирующего, и даже падающего рынка недвижимости.
В Москве это одни компании, в Самаре – это компании, реализующие строительство жилья ультра-эконом класса на окраинах города и за пределами Самары – «Южный город» и «Кошелев-проект». Достаточно посмотреть на скучные и угрюмые трех-пяти этажные новостройки в этих поселках, пустующие и без остановки строящиеся… Их кто-то должен выкупить и их кем-то надо заселить.
У вопроса реновации, где бы она не происходила, какой процесс не называли бы этим словом, есть несколько граней: экономическая, социальная, политическая и культурная. С экономической — более-менее всё ясно. С социальной точки зрения московская реновация уничтожает городские сообщества, сложившиеся горизонтальные связи, увеличивает плотность населения и превращает спокойные спальные, пусть даже находящиеся недалеко от центра районы Москвы в районы плотной многоэтажной застройки.
В Самаре же реновация превращает территорию исторической застройки со своеобразной и уникальной атмосферой в спальный район на манер того же «Южного города» и «Кошелевки». С социальной точки зрения реновация в Самаре – это превращение города в деревню в самом неприятном смысле этого слова. Это, помимо прочего, замещение урбанитов населением сельского уклада жизни. То есть, это путь социальной деградации Самары. В Москве, на мой взгляд, эта проблема стоит не так остро.
С культурной точки зрения снос пятиэтажек в Москве, пожалуй, не так сильно бьет по культурному наследию, при условии сохранения некоторого количества хрущевок и сталинок, как примера советской архитектуры. В Самаре же речь идет об уничтожении домов с двухсотлетней историей, которые стали ветхими сугубо из-за неэффективности властей и которые могли бы быть отреставрированы. То есть, уничтожается историческое, самобытное лицо провинциального города. Но это, увы, почти никого не интересует.
С политической же точки зрения самарская «реновация» абсолютно безопасна для власти. Население расселяемых кварталов очень мало и действительно живет в плохих условиях. А остальная часть самарских жителей поймет, что произошло только тогда, когда весь исторический центр пустят под бульдозер. В Самаре сохранение историко-культурного наследия, к сожалению, не является важной для большинства горожан темой. Протестного потенциала эта сомнительная затея властей и строительного бизнеса, увы, не имеет.