Поправки к закону о местном самоуправлении никак не затронут внутриэлитный конфликт в Подмосковье
Комитет Госдумы по федеративному устройству и местному самоуправлению 10 марта поддержал поправки в закон об общих принципах организации местного самоуправления, которые узаконят преобразования муниципальных районов в городские округа, передает РБК. Комитет предложил Госдуме рассмотреть законопроект на пленарном заседании в ближайшее время — 15 марта.
Поправки были инициированы властями Московской области, внес их депутат от региона Михаил Терентьев. Как пишет «Коммерсант», поправки правительства РФ к закону об МСУ, внесенные еще в 2015 году (в них речь об отмене референдумов на местном уровне при объединении муниципалитетов), депутат Терентьев предлагает дополнить определением «городского округа». «Городской округ — один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями»,— говорится в подготовленном им документе. В действующей редакции закона городской округ — это «городское поселение, которое не входит в состав муниципального района».
Кроме того, согласно поправкам Терентьева, муниципальный район возможно будет упразднить, если на создание единого городского округа дают согласие собрания депутатов всех муниципалитетов района. Пока в законе об МСУ четко зафиксирована только процедура присоединения поселения к городскому округу, оно проходит после публичных слушаний с согласия местных собраний.
Олег Иванов
— На самом деле поправки Терентьева только фиксируют статус-кво. Дело в том, что и действующее законодательство не запрещает преобразовывать муниципальные районы в городские округа. Но эти поправки просто уточняют и с правовой точки зрения фиксируют еще большие возможности для этого.
Что касается так называемого внутриэлитного конфликта в Подмосковье, то эти поправки, по большому счету, этот конфликт никак не затронут. За эти 10 лет, когда появились городские и сельские поселения, в этих поселениях уже сложилась определенная политическая и экономическая элита. Далеко не все готовы ради интересов дела поступиться своими каким-то личными интересами.
А поправки лишь фиксируют общественные отношения, которые складывались в России на протяжении 80 лет. Начиная с 20-х годов, основным уровнем местного управления в нашей стране был районный уровень. И только 131 ФЗ в начале 2000-х годов создал искусственные дополнительные уровень местного самоуправления – уровень поселенческий. Двухуровневая модель МСУ применяется в Западной Европе. В частности, мы взяли южно-германскую или баварскую модель МСУ. Она абсолютно не соотносится с нашим укладом, с нашей практикой и традициями, которые формировались на протяжении 80 лет.
Муниципальная реформа осуществляется не только в Московской области. Напомню, что Магаданская область полтора года назад все свои муниципальные образования – городские, сельские поседения и семь муниципальных районов – преобразовали в городские округа. Соответственно на территории Магаданской области существует всего восемь муниципальных образований — восемь городских округов. Это семь старых муниципальных районов плюс городской округ Магадан. То есть эти поправки просто уточняют: появляется еще один тип муниципального образования, так называемый муниципальный округ, который с правовой точки зрения идентичен понятию городского округа. Но с точки зрения социальной психологии этот термин ближе к тем преобразованиям, которые происходят и в Московской области, и в других регионах, не более того. Еще раз подчеркну: действующее законодательство не мешает преобразовывать районы в городские округа. Только вместо городских округов будет новый термин – муниципальный округ.
Что касается того, что поправки не предусматривают проведение публичных слушаний, то надо понимать, что публичные слушания не имеют императивный, то есть обязательный характер. Поэтому по большому счету – будут ли публичные слушания или нет, это не суть важно, потому что основное решение принимает представительный орган власти. Когда граждане выбирают депутатов, они делегируют им полномочия представлять их интересы. Поэтому представительный орган вполне вправе принять соответствующее решение.