Легко ли быть мэром: почему сажают иркутских градоначальников
Легко ли быть мэром? Название перестроечного фильма «Легко ли быть молодым?», которое как только не переделывали, с учетом нынешних политических и юридических реалий можно переделать и в «Легко ли быть мэром?» Особенно этот вопрос актуален для Иркутской области, которая может претендовать на федеральный рекорд по количеству глав местного самоуправления, имевших или имеющих проблемы во взаимоотношениях с правоохранительными органами. Сам я подсчетами не занимался, но в региональных СМИ можно встретить такие цифры: в новейшей истории Иркутской области 48 мэров осуждено, 12 находятся под следствием.
Приведу по этому поводу симптоматичную цитату из выступления А.Н. Красноштанова (депутата Государственной Думы от Иркутской области): «Вчера был в Боханском районе, у мэра телефон Нокиа 1996 года выпуска. Спрашиваю его, тебе не стыдно? Он отвечает, я всего боюсь. А часы у него за 14 рублей, у мэра района, позорище, боится с хорошим телефоном ходить, потому что Следственный комитет его контролирует».
Лично я не склонен переоценивать «политическую составляющую» в «охоте за мэрами» со стороны правоохранителей. Допускаю, что, во-первых, уровень коррупционности в Иркутской области повыше среднего по России, что неудивительно, учитывая, что в области очень много групп бизнес-интересов и традиционно очень децентрализованная политическая жизнь. Во-вторых, Следственный комитет тут работает поэффективнее, чем в других регионах. Разумеется, имеет смысл упомянуть и о повышенном уровне независимости того же Следственного комитета от региональной власти. Даже если бы губернатор-коммунист Левченко пожелал хоть как-то прикрыть избранного от КПРФ мэра Тайшетского района Александра Величко от Следственного управления СКР по Иркутской области, он не смог бы этого сделать.
Не думаю, что открытые на мэров дела угрожают положению губернатора напрямую, несмотря на то, что, по крайней мере, пока — проблемы возникают у мэров, на которых губернатор мог бы опираться в своем противостоянии с рядом нелояльных к одной из внутренних группировок в его правительстве мэров. Однако подобные дела усиливают негативный информационный фон вокруг Иркутской области и ее губернатора. С этим умножением негатива в информационном пространстве региональная власть, учитывая ставшую предметом регулярного сарказма профессиональную слабость чиновников, отвечающих во власти за информационную политику, пока справиться не в состоянии, несмотря на вроде бы очень радужные отчеты о своей деятельности.