Смог в Челябинске: как решить проблему
Десять дней смога в Челябинской области еще раз доказали несовершенство существующей системы контроля качества атмосферного воздуха. Об этом заявил губернатор Борис Дубровский. Он посетовал, что на бумаге все выглядит положительно: предприятия отчитались о сокращении выбросов, однако больше недели жители региона были вынуждены терпеть смог. Эксперты признают, что сегодня у региональных властей нет реальных рычагов, чтобы изменить ситуацию. По словам собеседников «РК», перемены могут произойти, если федеральный центр пересмотрит схему экологического нормирования и контроля и учтет предложения Дубровского, высказанные на декабрьском Госсовете.
Смог и кризис системы контроля
Холодная и безветренная погода, которая сохранялась в Челябинской области больше недели, спровоцировала смог над городом. Как писал «Коммерсант», неблагоприятные метеорологические условия (НМУ) первой и второй степени с 13 января сохранялись еще в шести городах региона — Карабаше, Копейске, Магнитогорске, Сатке, Троицке и Коркино. ГУ МЧС по региону развернуло оперативный штаб для мониторинга ситуации. Воздух на пробы забирали три передвижные лаборатории и 26 стационарных постов. Жителям городов было рекомендовано избегать длительного нахождения на улице по утрам, ограничить физическую активность, несколько раз в день принимать душ, пить больше воды, а при усилении характерного запаха надевать защитные маски.
В министерстве экологии региона отмечали, что основные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу — это промышленные предприятия. При НМУ они должны снижать выбросы на 20–25% вплоть до полной остановки оборудования. С крупнейшими из заводов министерство заключило соглашение, которое позволяет посещать производства в период НМУ для контроля.
23 января вице-губернатор Олег Климов представил главе региона Борису Дубровскому отчет о действиях контрольно-надзорных органов в период неблагоприятных метеоусловий. По словам Климова, наибольшие превышения содержания вредных веществ в атмосферном воздухе были отмечены в Челябинске, Карабаше и Магнитогорске. «С самого начала все предприятия – крупные загрязнители – получили уведомления о НМУ, работала круглосуточная лаборатория, проводила замеры по жалобам граждан, также сотрудники министерства участвовали в рейдовых проверках прокуратуры по предприятиям. По итогам существенных нарушений по выполнению мероприятий НМУ не обнаружено», — сообщил Климов.
Губернатор Борис Дубровский озвученными выводами остался недоволен. «Прошлую неделю Челябинская область прожила в режиме неблагоприятных метеорологических условий. В городах, где есть крупная промышленность, жители испытали на себе «прелести», которые сопровождают это явление. Было сделано объявление о НМУ, все предприятия отчитались о сокращении выбросов, есть результаты проверок – все на бумаге положительно. Однако по факту мы в очередной раз увидели кризис существующей системы контроля и управления качеством атмосферного воздуха», — цитирует слова губернатора его пресс-служба.
Предложения губернатора
О несовершенстве существующей системе контроля качества атмосферного воздуха челябинский губернатор говорит не впервые. Эту тему Дубровский поднимал на прошедшем в декабре госсовете по вопросам экологии.
«После 2000 года практически не наблюдается ощутимого снижения загрязнения атмосферы промышленных городов. Это говорит о том, что мы исчерпали возможности действующей модели управления качеством атмосферного воздуха, и надо искать новые инструменты», — заявлял тогда губернатор.
В частности, он предложил вводить квоты на промышленные выбросы в крупных городах. По мнению Дубровского, субъекты должны оценивать совокупное воздействие всех источников загрязнения в городе, проводить сводный расчет предельно допустимых выбросов и на его основании определять допустимый вклад каждого источника в формирование нормативного качества воздуха в жилой зоне. Отдельная квота будет определяться и для транспортных потоков — ответственность за ее обеспечение ляжет на муниципалитеты и региональные власти.
«Предлагается включить эти инструменты, а именно, перечислю их: сводный расчёт загрязнения, квоты концентрации загрязняющих веществ, мониторинг в жилых зонах – как основу управленческих решений в действующие законодательные и нормативно-правовые акты. Это даст возможность максимально предметно ставить задачи перед органами власти и промышленными предприятиями. Предлагаю определить пилотные регионы для отработки предложенных мер и сразу скажу, что Челябинская область готова стать таким регионом», — подчеркивал Дубровский.
О необходимости перестройки всей системы контроля воздуха шла речь на совещании, которое 21 января провел в Челябинске начальник управления госконтроля Росприроднадзора РФ Михаил Оводков. Он встретился с представителями надзорных органов и крупных предприятий-загрязнителей.
Тем временем вице-губернатор Олег Климов на аппаратном совещании 23 января предложил в период НМУ проводить больше проверок и рейдов, а также запретить передвижение грузовиков. «Когда в этот раз мы пошли с проверками по жалобам, то выявили достаточно большое количество незарегистрированных источников выбросов. Мы поработаем вместе с руководителями муниципалитетов по каждому такому объекту. До появления у региональных властей реальных законодательных механизмов будем пробовать профилактические меры», — добавил Климов.
В ожидании перемен
Политолог Александр Мельников с сожалением констатирует: смог в Челябинске уже давно не редкость. «У Челябинска как у крупного промышленного города, в котором многими десятилетиями накапливалась нагрузка на экологию, проблемы с состоянием воздуха носят хронический характер», — сказал Мельников в разговоре с корреспондентом «РК». По его словам, власти региона активно занимаются решением существующих экологических проблем, но есть ряд факторов, которые тормозят эту работу. «Как я понимаю, ключевая проблема на сегодняшний день в несовершенстве существующей системы контроля за качеством воздуха, а также отсутствии у региональных властей достаточных рычагов влияния на ситуацию. Поэтому ждём, что сформулированные на упомянутом госсовете инициативы по совершенствованию законодательства будут реализованы на практике», — отметил Мельников.
Политолог Андрей Лавров также напомнил об инициативах, которые глава Челябинской области озвучил на госсовете. «Губернатор Дубровский выходил с предложением о том, что нормативы выбросов и контроль за ними, и разработку этих нормативов для каждого конкретного предприятия необходимо передать в регионы, потому что места разные. То, что во Владивостоке выдует за пять минут, то в Челябинске будет висеть неизвестно сколько. Я думаю, что в каждом городе есть своя специфика в этом плане. И нужно не из центра выдумывать общие правила, которые относятся к любому городу, а именно в регионах решать эти вопросы», — отметил собеседник «РК».
Лавров добавил, что сегодня ни губернатор, ни прокуратура фактически не могут ничего сделать, если предприятия отчитались о соблюдении общефедеральных нормативов. «Но мне и моим детям от этого не легче, — продолжил эксперт. — Поэтому я стопроцентно согласен с идеей, что нормативы должны устанавливаться на местах и контролироваться на местах. Если этот законодательный механизм дадут в руки региональных властей, тогда мы сможем совершенно четко сказать: «Борис Александрович, почему мы задыхаемся? Сделайте так, чтобы мы не задыхались». А сейчас он на самом деле ничего не может сделать. Будем надеяться на благоразумие наших федеральных властей, которые поймут, что необходимо делегировать эту проблему на уровень региона».
Доцент кафедры геоэкологии и природопользования Челябинского госуниверситета, кандидат экономических наук Дмитрий Двинин согласен с тем, что существующая система экологического нормирования и контроля воздуха нуждается в пересмотре. По словам Двинина, сегодня каждому предприятию устанавливается свой объем предельно допустимых выбросов (ПДВ), а периодический контроль ведется только на границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ).
Он также напомнил, что все последние годы в Челябинске бурно росло количество автотранспорта, в то время как общественный транспорт начал стагнировать. Это тоже вносит дополнительный вклад в смог. «Здесь потребуются как раз меры от региона и муниципалитета: развитие города должно измениться, транспортные потоки должны регулироваться, а в некоторых случаях, возможно, и ограничиваться. Необходимо всемерно развиваться удобный общественный транспорт и зоны для пешеходов», — заключил Двинин.