Любые инициативы по разгрузке центра Москвы необходимо приветствовать
Московская мэрия планирует переместить бизнес-центры из ЦАО, и создать новые деловые районы на пересечении транспортных артерий, сообщают «Ведомости» со ссылкой на собственные источники в Москомархитектуре и правительстве столицы.
По данным журналистов, в новой концепции развития Москвы, которую предлагают ГУП НИиПИ генплана (структура правительства Москвы, разработчик генплана), указывается, что основная проблема города – структурный дисбаланс. В центре сконцентрировано 40% рабочих мест, а проживает 8–9% населения, отмечал вице-мэр Марат Хуснуллин. Только в ЦАО 2,35 млн. рабочих мест. Документ предлагает размещать деловые центры вблизи строящихся транспортных объектов.
По данным издания, новые деловые районы появятся в районах крупных транспортных узлов: около станций недавно открытого Московского центрального кольца (МЦК), строящегося Третьего пересадочного контура метро (ТПК), Северо-Западной (СЗХ) и Северо-Восточной (СВХ) хорд, Южной рокады, набережной Москвы-реки, перспективных станций метро. Всего планируется девять деловых центров на пересечении транспортных артерий.
В каждом деловом районе должно появиться по 250 000–300 000 рабочих мест, общественные здания и зоны строительства жилья и доходных домов.
В центре столицы предполагается ввести повышенный налог на землю и недвижимость, а в новых деловых районах наоборот планируется создать привлекательные коммерчески и налоговые условия.
Борис Пастернак:
— Безусловно, любые инициативы по разгрузке центра города, по снижению транспортной активности необходимо приветствовать. Комплексное решение этой проблемы является крайне важным, поскольку видно, что меры, которые предприняты в отношении организации инфраструкты, недостаточны. Количество возведенных или переоборудованных под офисные центры зданий приводит к тому, что жители центральных районов перестали быть хозяевами своей территории и чувствуют себя, как в гостях. И улицы, и парковки, и нагрузка на транспорт в основном определяются маятниковыми движениями людей, которые работают в центре. Поэтому мне представляется, что меры по комплексной разгрузке центра, по его оживлению, по гуманизации среды являются крайне важными.
Долгие годы функциональная организация центральной части города определялась, скажем так, частнособственническими интересами, потому что здания или комплексы, о которых мы с вами говорим, находятся в частной или корпоративной собственности. То, что город внятно и недвусмысленно говорит о том, что расположение в центральной части города, та нагрузка на центр города, которую эти корпоративные здания составляют, должна компенсироваться увеличением налоговой нагрузки, на мой взгляд, вполне логичное действие. С одной стороны, это попытка выровнять перекошенную функциональную организацию центральной части города. С другой стороны, понятно, что на сегодняшний день владельцы этих бизнесов пользуются, скажем так, несоразмерными «льготами». То есть они для центральной части города, условно говоря, ничего не делают, а пользуются той инфраструктурой, теми объемами сферы услуг, которая в значительной степени должна быть направлена на удовлетворение потребностей жителей, туристов, людей, посещающий центр не только как место приложения труда.
При этом, на мой взгляд, необходимо детальное рассмотрение каждого случая, поскольку есть незначительные здания, которые носят, скорее, репрезентативные функции. А есть здания, еще в момент строительства которых было ясно, что инфраструктура и сама территория не выдержат такого давления. Это привело к концентрации в отдельных участках центра таких анклавов офисной застройки, которая ведет к тому, что вытесняет жителей, к перекосу функциональной организации территории города, к серьезным нагрузкам на транспортную инфраструктуру. Такие анклавы есть в районе Китай-города, в районе Покровки, Мясницкой, в районе арбатских переулков.
Поэтому мы с самого начала говорили о том, что функциональная организация, ведение диалога о размещении офисных центров должно вестись совсем на другой основе, с учетом именно пользы для города. В известной степени это приобрело такой инвестиционный перекос, когда заключались инвестиционные контракты, выполнялись его условия, а все остальное оставалось за скобками – и участие в городской инфраструктуре, и приведение в порядок общественных пространств, и политика первых этажей. Все это оставалось за скобками. Если все это будет сделано более дифференцированно, если город через эти меры (повышенный налог на землю и недвижимость в центре) обозначит свою позицию, то мне представляется это правильным.