В поисках баланса: как регионы распределяют финансы
Во многих регионах представлены проекты бюджетов, в большинстве случаев они дефицитные. Власти ищут способы сэкономить на текущих расходах и собственной работе. С формальной точки зрения, вопрос исполнения регионального бюджета (как и федерального) не является проблемой – практика внесения поправок в текущий бюджет в последние месяцы года, чтобы к завершению бюджетного периода «свести концы с концами», весьма распространена.
Причём она имеет место как на региональном уровне (например, пересмотр доходной и расходной части бюджета-2016 в Красноярском крае), так и на федеральном. Госдума 21 октября одобрила в первом чтении поправки в федеральный бюджет нынешнего года, в соответствии с которыми, в частности, увеличился дефицит бюджета – с 3 до 3,7% от ВВП, 2 ноября ожидается второе чтение. Вопрос итоговой фактической сбалансированности бюджетов к концу года здесь значения не имеет. Результаты исполнения бюджетов будут в любом случае утверждены, даже если первоначально они были свёрстаны на базе завышенных или заниженных показателей, и к концу года их прошлось корректировать, увеличивая, например, бюджетный дефицит.
Реальной проблемой является исполнение по факту социальных обязательств, лежащих на региональном бюджете, поддержание стабильной социально-экономической ситуации в регионе при помощи бюджетных расходов. Именно в этой плоскости перед субъектами Федерации встаёт вопрос достижения сбалансированного бюджета, способного справиться со всеми социальными обязательствами, в конечном итоге – вопрос определения приоритетов при расходовании средств. И экономия на расходах на поддержание жизнедеятельности органов власти является вполне логичным и правильным шагом. Вряд ли стоит ожидать резкого падения качества работы госорганов от сокращения их финансирования – по крайней мере, в рамках одного года.
В то же время, экономия на органах власти серьёзным образом не поможет достижению сбалансированности региональных бюджетов. Их ожидают существенный дефицит и корректировки в процессе исполнения (в плане сокращения постфактум доходов по сравнению с прогнозными показателями, в плане параллельного урезания расходных статей по сравнению с первоначальным вариантом главного финансового документа региона). Очевидно, продолжится ревизия региональных льгот и соцвыплат в сторону их уменьшения, насколько это возможно без провоцирования острого социального недовольства; несмотря на призывы оппозиции, не будет отменён транспортный налог, являющийся одним из основных источников пополнения региональных бюджетов.
Федеральный бюджет имеет небольшое пространство для манёвра с точки зрения помощи регионам – проект бюджета на 2017-2019 гг. предполагает урезание расходов по большинству статей, в том числе, по таким важным как здравоохранение и образование. Урезаны даже расходы на оборону. Показательной иллюстрацией может служить, хотя бы та же идея перераспределить налог на прибыль между субъектами и Центром, что позволит федеральному бюджету получить дополнительно 121 млрд. рублей. Фактически, меняя соотношение между регионами и Москвой по налогу со схемы «18+2%» на схему «17+3%», Центр забирает средства у всех субъектов – и пока относительно обеспеченных, и уже относительно бедных, и самых бедных, чтобы отдать их потом только самым бедным. Магического появления крупных сумм «из ниоткуда», способных удовлетворить и утешить всех страждущих, не ожидается.