Проектные офисы Медведева: цели, выгоды, тонкости реализации
Изначальным источником новой формы государственного управления в России, или как её назвал премьер-министр Дмитрий Медведев в своей недавней статье в журнале «Вопросы экономики» — «бимодальное управление», были приоритетные национальные проекты. Кстати, впервые о них высказался Президент Владимир Путин еще в 2005 году, а в 2012 году они были повторены в «майских указах». Раньше они декомпозировались в Федеральные программы, на них выделялись деньги, как регионами так и федеральным бюджетом. И, очевидно, что часть новых проектных офисов продолжит работать в этой привычной логике.
Но, стоит порассуждать о тех проектных офисах, которые будут нацелены на реализацию новой промышленной политики России. Вот как описывает эту новацию сам премьер: «Мы рассчитываем на эффективную реализацию новых мер, содержащихся в законе о промышленной политике. Среди них — режим специального инвестиционного контракта, который гарантирует предсказуемость условий реализации инвестиций в течение 10 лет…Будут использоваться и другие меры финансовой поддержки растущих фирм, включая предоставление субсидий и государственных гарантий, софинансирование исследований и разработок, меры стимулирования спроса (в том числе через госзакупки)». Это во многом напоминает истории промышленно–экономического рывка, который использовался в Японии и Южной Корее. Если это так, то задача части проектных офисов – это создание прообразов государственных чеболей (Южная Корея) или дзайбацу (Япония) с участием иностранного и частного капиталов.
Такие новые экономические субъекты будут патронироваться через проектные офисы государством, им будут созданы преференции на законодательном уровне, то есть они фактически будут выведены из-под антимонопольного регулирования, получат особые налоговый и таможенные режимы, а также закрепленные за ними рынки сбыта. За основу могут быть взяты уже существующие госкорпорации или госкомпании. Известные нам всемирные компании «Mitsubishi» или Samsung начинали свою работу именно как дайбацу или чёболи.
Но такая новая форма, если на неё решатся федеральные власти, будет использоваться только на федеральном уровне. От регионов будут требовать продолжать работу в старом режиме приоритетных национальных проектов от образования до строительства дорог, то есть в плюс к федеральным деньгам надо будет докладывать свои и изыскивать частных соинвесторов. Для большего понимания стоит ознакомиться с историей японских дайбацу — (от японского дзай — богатство, благосостояние и бацу — группа). Этот термин стали использовать перед первой мировой войной для описания крупнейших промышленных и финансовых объединений Японии. До окончания 2-й мировой войны дзайбацу именовались концерны, каждый из которых объединял десятки компаний под контролем головной семейной компании. В их числе — «Mitsui», «Mitsubishi», «Sumimoto», «Yasuda». И, конечно, очень важно каких отраслей будет касаться такой новый промышленно — экономический режим.