Мониторинг обеспечения легитимности думских выборов – хорошая идея, но не для ЦИКа
Мониторингом условий обеспечения легитимности думских выборов для Центризбиркома (ЦИК) займется Фонд содействия реформам местного самоуправления, выигравший конкурс на оказание этой услуги. Сумма контракта составляет 7,8 млн рублей. За эти деньги исполнитель должен разработать механизм учета факторов, влияющих на доверие к выборам, оценить степень общественного доверия к их итогам и дать ЦИК рекомендации по управлению рисками делегитимации выборов, передают «Ведомости».
Как следует из техзадания, в ЦИК видят несколько источников таких рисков: это действия организаторов выборов и их участников, НКО («в особенности наблюдателей»), политтехнологов и экспертов. Доверие к выборам может также пострадать из-за особенностей общественно-политической системы региона или сложившейся социально-экономической ситуации. Регионы ранжируют по уровню рисков (самый высокий – красный), а для управления рисками должны быть созданы «механизмы коммуникационной обратной связи». По регионам, требующим особого контроля (10 «регионов риска»), аналитические справки должны поступать оперативно – по мере возникновения угроз.
Методы мониторинга должны включать социологические опросы, экспертные интервью, фокус-группы, анализ материалов в СМИ и интернете, а также анализ действий участников выборов и «региональных дискурсов» (политических и гражданских).
Замдиректора фонда Андрей Большунов говорит, что первоначально ранжировке подвергнутся 70 регионов. По его словам, из мониторинга исключили кавказские республики («там просто по-другому жизнь устроена», поясняет Большунов) и регионы Крайнего Севера, к 18 августа эксперты рассчитывают определиться с десятком «красных» регионов.
Сергей Румянцев:
— Идея проведения мониторинга обеспечения легитимности полезна для организаторов выборов, поскольку позволяет работать, не абстрагировавшись от реальности, а на основе информации непосредственно с территории. С этой точки зрения идея полезна. Однако насколько это несет прикладное значение непосредственно для Центризбиркома? У ведомства есть четко очерченная законом компетенция и в ее рамках ЦИК должен действовать. Непонятно, что даст ЦИКу знание о том, что в десяти регионах повышенный риск фальсификаций. ЦИК усилит в этих регионах контроль? А как быть с остальными регионами? Центризбирком считает, что если мониторинг ничего не покажет, то там и риска фальсификации нет? Комиссия обязана распространять свои полномочия на все регионы вне зависимости от повышенной угрозы и работать с фактами, жалобами с мест, а не проводить проверки из-за субъективных данных мониторинга.
В целом, я считаю, что идея очень не дурна, но прикладного значения для ЦИКа, кроме как информационного, на мой взгляд, иметь не будет.
Что касается того, какие меры предпринимать, чтобы не допускать фальсификаций, то методы эти давно придуманы и широко применятся: во-первых, нужна явка, причем явка реальная, из избирателей, голосующих за разные политические силы; во-вторых , необходимо обеспечить реализацию права на наблюдение за голосованием, дать наблюдателям выполнять свою работу. Чем больше избирателей придет в день голосования на избирательный участок, тем сложнее будет вносить какие-либо внешние корректировки в результаты.