Рейтинг представителей региональной элиты: новый лидер, новые возможности, новые смыслы
Аналитическая группа лаборатории прикладной политологии и социологии Челябинского филиала РАНХиГС составила «Рейтинг влияния представителей региональной элиты».
В январе 2014 года в Челябинской области произошла не просто смена областного руководства и внутриэлитная перегруппировка, а в некотором смысле – обновление смыслов и смена концептов развития региона. Произошла перегруппировка ресурсов представителей региональной элиты. Изменились и возможности влияния представителей региональной элиты, и, как следствие, их позиции в рейтинге влияния, о чём и пойдёт речь далее.
Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг влияния представителей региональной элиты, проводится специалистами лаборатории прикладной политологии и социологии раз в полгода – в июне и в декабре. В июне 2014 года в нём приняли участие 52 эксперта: политологи, аналитики, журналисты, экономисты, а также представители региональной и муниципальной власти.
Напомним, что понятием «региональная элита» мы обозначаем персон, использующих различные ресурсы для возможного и фактического осуществления влияния, а под «влиянием» подразумеваем элементы существенного и продолжительного воздействия на политические, экономические и социальные процессы в Челябинской области, на принятие значимых политических решений. В некотором смысле влияние является показателем ресурсности и эффективности работы представителей элиты, направленной на лоббирование проектов, отражающих интересы региона, определённых структур, предприятий, отраслей или слоёв регионального сообщества.
Для оценки представителей региональной элиты экспертам была предложена десятибалльная система, а в рейтинг-лист на сей раз включены 125 номинантов от различных региональных элитных групп: это представители областной и муниципальной исполнительной власти; персоны, обладающие формальным ресурсом – мандатом депутата в представительной власти федерального, регионального и муниципального уровней; бизнес-элита; руководители наиболее крупных региональных отделений политических партий, а также представители интеллектуальной и культурно-образовательной элиты, в том числе региональных средств массовой информации и средств массовой коммуникации.
Весь состав номинантов влияния региональной элиты сгруппирован по уровням влияния – очень сильное влияние (от 10 до 8 баллов), сильное влияние (от 7,9 до 6 баллов), влияние выше среднего (от 5,9 до 4 баллов), среднее (позиции от 3,9 баллов до 2,0 баллов), а также влияние ниже среднего. Всего в группе очень сильного влияния всего 2 персоны, сильного – 7 представителей региональной элиты. В группе выше среднего находится 57 представителей региональной элиты, в группе со средним влиянием по итогам первой половины 2014 года – 54 человека, с влиянием ниже среднего (позиции от 1,9 до 0,0 баллов) их 5.
Проведя сравнительный анализ изменения позиций и расстановки сил в рейтинге в сравнении с результатами, полученными в декабре 2013 года, а также с данными опроса, проведённого ровно год назад, в июне 2013 года, наша аналитическая группа обнаружила ряд значительных и знаковых изменений, в том числе и в составе первых десяти наиболее влиятельных персон.
В рамках диспозиции, что именно обеспечивает уровень влияния – личностный ресурс или институциональный ресурс (должность) по мнению экспертов позиция регионального лидера в течение всего периода проведения опросов стабильно сохранялась за губернатором Челябинской области: сначала это был Пётр Сумин, затем – Михаил Юревич, то есть доминировал институциональный должностной ресурс. Но в январе 2014 года произошло неординарное для регионального политического процесса событие – Президентом была принята отставка Михаила Юревича, а временно исполняющим обязанности губернатора в соответствии с Указом Президента России был назначен Борис Дубровский. Логично, что именно он, как руководитель региона, оказался на первом месте рейтинга влияния представителей региональной элиты. Балл влияния Бориса Александровича – 9,27, и это достаточно высокий показатель. Вместе с тем, этот показатель пока ниже, чем у Михаила Юревича по итогам 2013 года – 9,56, а в вот начале его губернаторской карьеры он составлял 8,98 балла.
Второе место и балл влияния 8,73 – у председателя Совета директоров ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», президента Союза промышленников и предпринимателей (СПП) Челябинской области Виктора Рашникова. Он, как и Борис Дубровский находится в группе представителей региональной элиты с очень сильным влиянием. Кроме того, В.Рашников по сравнению с итоговым рейтингом за 2013 год поднялся на одну строчку вверх. Возможно, усиление его влияния связано с тем, что Б.А. Дубровский руководил ММК, но следует учитывать и то, что СПП области пополнился большой группой влиятельных бизнесменов и топ-менеджеров – членов ПРОМАССа, вошедшего в состав союза.
Тройку лидеров замыкает председатель Правительства Челябинской области Сергей Комяков, открывая группу персон со статусом сильного влияния (позиции от 7,9 до 6,0 баллов). Балл его влияния, по мнению экспертов, 7,36.
Четвёртая строчка в рейтинге влияния представителей региональной элиты – у бизнесмена, совладельца ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат» и холдинга «Ариант» Александра Аристова.
Стабильное, уже на протяжении нескольких замеров, пятое место – у прокурора Челябинской области Александра Войтовича. А влияние в баллах – 6,82. На его рейтинг не повлияло появление информации о истечении сроков его полномочий осенью 2014 года
Сергей Давыдов – тоже «за стабильность», балл его влияния – 6,36, а место в рейтинге – шестое. Седьмой фигурой по степени влияния на жизнь Челябинской области в оценках экспертов стал вице-губернатор Николай Сандаков, продемонстрировав за полгода неплохую динамику – плюс три позиции в рейтинге и балл влияния 6,27.
На восьмом месте – начальник управления ФСБ России по Челябинской области Игорь Ахримеев. Опять же – должность обеспечивает быстрое приобретение ресурса влияния. На девятом – председатель Законодательного собрания Челябинской области, секретарь политсовета ЧРО партии «Единая Россия», заместитель председателя федерального Совета руководителей фракций партии «Единая Россия» Владимир Мякуш. Ещё полго да назад четвёртое место в рейтинге влияния для него казалось традиционным. Чем вызвана такая перемена, рационально объяснить достаточно сложно, но мнение экспертов – есть мнение экспертов, им виднее.
Замыкает десятку лидеров и открывает группу влияния выше среднего (позиции от 5,9 до 4,0 баллов) депутат Государственной Думы РФ Михаил Юревич, полгода назад находившийся во главе.
Традиционно при анализе мы делим региональную элиту на сегменты, выделяя в каждом из них самых влиятельных в своей сфере профессиональной деятельности. Итак, группу чиновников – государственных служащих исполнительной власти по традиции возглавляет руководитель региона – врио губернатора Челябинской области Б.А. Дубровский на первом месте в рейтинге. В группе чиновников – муниципальных служащих лидирует С.В. Давыдов, расположившийся на 6 строчке. В депутатском корпусе, а именно в когорте депутатов Государственной Думы Российской Федерации, лидером рейтинга влияния долгое время был В.К. Гартунг, теперь же его сменил М.В. Юревич, заняв 10 место.
В группе представителей депутатов Законодательного Собрания Челябинской области – В.В. Мякуш, занимающий девятую строчку. В разделе «Бизнес-элита» эксперты традиционно отметили наибольшее влияние председателя Совета директоров ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» В.Ф. Рашникова, оказавшегося на 2 месте рейтинга.
Следующая группа объединяет представителей судебной ветви власти, правоохранительных и силовых структур. Здесь наиболее влиятельным лицом снова стал прокурор Челябинской области Александр Войтович с 5 позицией в рейтинге. Рейтинг влияния среди номинантов культурно-образовательной элиты вновь возглавляет ректор Южно-Уральского государственного университета А.Л. Шестаков, являющийся также депутатом Законодательного Собрания Челябинской области и закрепившийся на 27 позиции. В сегменте «Партийная элита» предсказуемо лидирует секретарь регионального политсовета «Единой России» и председатель Законодательного Собрания Челябинской области В.В. Мякуш, занимающий, как уже было отмечено, 9 место в рейтинговом листе. В списке номинантов от представителей средств массовой информации наиболее высокий балл у главного редактора газеты «Челябинский рабочий» Б. Киршина. Ну, а среди представителей средств массовой коммуникации в лидерах А.В. Подопригора (36 место).
Полученные результаты экспертного опроса позволяют проследить положительную и отрицательную динамику влияния того или иного представителя региональной элиты, а также профессиональных пулов, благодаря возможности сравнения полученных результатов с распределениями по итогам первой половины 2013 года, то есть проследить динамику за год. Таким образом, мы можем зафиксировать как значительное движение некоторых персон в рейтинге, так и изменения в профессионально-групповых рейтингах влияния.
Четко выраженная положительная динамика роста влияния за прошедший год отмечается у целого ряда лиц, включенных в рейтинговый лист. Существенно повысили свои позиции: член Общественной палаты Российской Федерации, первый заместитель председателя областного Совета, руководитель аппарата движения «За возрождение Урала», член Общественной палаты Челябинской области Д.С. Рыжий (+46 позиций), депутат Государственной Думы РФ, президент винного холдинга «Ариант» А.В. Кретов (+38 позиций), ректор Южно-Уральского Государственного университета, председатель Совета ректоров вузов Уральского федерального округа, депутат ЗСО А.Л. Шестаков (+34 позиции), глава Копейского городского округа В.В.Истомин (+32 позиции), бизнесмен, совладелец ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат» и холдинга «Ариант» Ю.В. Антипов (+31 позиция), депутат ЗСО, генеральный директор ООО «Предприятие «ИНФО-ТВ» А.В. Барышев (+30 позиций) и другие. Столь значительный подъем в рейтинге Андрея Барышева можно связать с инициативой создания политической партии «Соцгород», которая будет функционировать одновременно с одноименным общественным движением, возглавляемым им. Несмотря на то, что лидером партии является Антон Хромов, название устойчиво коррелируется с именем Андрея Барышева.
Выявлена и отрицательная динамика влияния представителей региональной элиты. Самые значительные «потери в весе влияния» отмечены у заместителя председателя Правительства Челябинской области И.А. Гехт (– 38 позиций), главы города Челябинска, председателя Челябинской городской Думы С.И. Мошарова (–35 позиций), депутата Государственной Думы РФ В.В. Белоусова (–44 позиции), министра радиационной и экологической безопасности Челябинской области Е.В.Ковальчука (–38позиций).
Подводя итог сказанному выше, представляется возможным выделение базовых трендов, характеризующих изменение в динамике влияния представителей региональной элиты на жизнь Челябинской области в первой половине 2014 года. Основная особенность – это снижение среднего балла влияния первой десятки региональной элиты за прошедшие полгода, он впервые не увеличился, а снизился с 7,45до показателя 7,09 балла. Заметим так же то обстоятельство, что серьёзные сдвиги в неформальной структуре политического влияния практически не заметны, что, с одной стороны, – является индикатором политической стабильности в регионе. С другой стороны, всё может серьёзно поменяться после выборов 14 сентября.
На сегодняшний день именно так выглядит картина возможностей влияния представителей региональной политической, культурной и бизнес элиты на жизнь Челябинской области по итогам первой полвины 2014 года. А изменение позиций влияния представителей региональной элиты в рейтинге покажет следующий замер, ждать который – всего полгода