Кампания-2016: достигнет ли целей «Единая Россия»
Многие задачи, которые ставились партией перед праймериз, выполнены. Удалось пройти большинство сложных ситуаций с минимальными издержками, в том числе, благодаря достаточно серьезному и оперативному вмешательству федерального центра на финишном этапе.
Никто никогда так широкомасштабно праймериз не занимался, и кандидаты очень серьезно подошли к тому, как технологически реализовать задачу.
На праймериз не работают традиционные методы коммуникации с избирателем и предвыборной агитации. И те люди, которые потратили гигантские ресурсы на билборды, эфиры, статьи в газетах, — потратили их впустую. Что и понятно, потому что ковровое покрытие эффективно, когда у вас явка 70-60-40%, а при явке в 5% вы просто не выловите тех, кто придет.
Кандидат мог рассказать о себе всем, кроме тех, кто пришел на участок. Поэтому эффективными оказались те, кто искал своих сторонников, находил их, вступал с ними в коммуникацию, каким-то способом мобилизовывал их на то, чтобы прийти на праймериз и проголосовать. Хотя бы рассказав, где праймериз будут проходить. Эти технические мелочи очень многие проигнорировали, и получили такой результата: потрачены существенные ресурсы (и личностные, и финансовые, и административные, и какие угодно) с очень низким эффектом.
С другой стороны, допустим, сетевые технологии продемонстрировали свою эффективность, и во многих регионах та самая партийная сеть, которую отдали для местных кандидатов, сработала достаточно эффективно. Заодно она позволила «Единой России» перед выборами эту сеть немножко «встряхнуть». В этом смысле праймериз оказались на 100% эффективными как инструмент проверки готовности партии, партийных структур к реальной избирательной кампании, которая уже началась.
К сожалению, когда приходят очень мало людей, возникают истории скупки (голосов). Часть из них опубличена, людей покарали. Это очень правильно, но поскольку есть определенный правовой вакуум в этом плане, то в дальнейшем, может быть, «Единой России» надо посерьезнее подумать, как с этим бороться. Дело даже не в том, что это не очень красиво, а в том, что по итогам праймериз можно получить таких кандидатов, с которыми потом всю избирательную кампанию придется мучиться.
Очень скупо освещаются итоги праймериз. Больший упор делается на то, сколько людей пришло, чем на то, какие результаты кто показал, потому что даже сами победители предпочитают об этом не говорить, и не верят, что они станут кандидатами в депутаты Государственной думы.
Я считаю, что в эту избирательную кампанию партии «Единая Россия» не удастся привлечь новых сторонников в связи с объективной ситуацией в стране. Сейчас многие единороссы пытаются рассказывать, что в стране кризис закончился – он в стране, может, закончился, но у граждан он в разгаре. Это не значит, что ничего не надо делать – необходимо поставить задачу поиска и более тесной коммуникации с теми, кто уже является лояльными к «Единой России». А таких людей очень много, реально много, — и нормальная коммуникация в течение ближайших трех месяцев, и потом не жесткая административная, а нормальная мобилизация для участия в выборах, действительно, может дать «Единой России» возможность получить очень серьезное количество голосов.
Материал подготовлен на основе выступления автора на заседании Экспертного клуба «Регион».