Мы наблюдаем общественный запрос на прямые выборы
Сразу в ряде российских регионов начались акции, призывающие вернуть прямые выборы губернаторов, а также глав районов. Так, в Карачаево-Черкесии представители партии «Коммунисты России» обратились в избирательный комитет с заявлением о проведении референдума. Предполагается, что в условиях соблюдения законности жители сами решат, какие выборы им больше подходят: прямое голосование или молчаливое согласие с решениями, принятыми в закрытых коридорах власти.
Заксобрание Севастополя рассмотрит вопрос о прямых выборах губернатора. Глава фракции «Единой России» Вячеслав Аксенов сообщил, что депутаты вынесут вопрос о принятии соответствующих поправок к уставу города на ближайшее заседание парламента Севастополя.
В Новосибирской области правительство одобрило проект закона, дающего право муниципалитетам самим решать, выбирать глав городских и сельских поселений, или назначать их в стенах советов. Теперь законопроект должен пройти утверждение в новосибирском Заксобрании.
Алексей Титков:
— Прямые выборы глав регионов и городов — это механизм, который жителям России вообще нравится больше, чем назначение или отбор без их участия.
Отмена выборов глав регионов в 2004-2005 годах был одной из очень немногих политических инициатив Владимира Путина в 2000-е годы, которую, судя по опросам общественного мнения, не поддержали больше граждан, чем поддержали.
Политики всех уровней, как правило, понимают, что возвращение к прямым выборам (или их введение) — это более популярная мера, чем их отмена, и в критических случаях они готовы ее предложить. Так было на национальном уровне в 2011-2012 годах, когда были восстановлены выборы глав регионов, так иногда происходит на региональном и местном, последний пример — возвращение выборов мэра в Рыбинске (Ярославская область) в конце 2015 года.
Относительно запроса избирателей на прямые выборы — да, можно сказать, что он есть, и что политики, и оппозиционные, и из «партии власти», готовы в нужной ситуации включать эту тему в свою повестку. Сложность в том, что дело не только в альтернативе «выборы или назначения», еще больше проблем с тем, как работает «обратная связь» в промежутках между выборами и назначениями, как граждане могут влиять на политиков и чиновников, контролировать и оценивать их работу.
Пример 1990-х годов и начала 2000-х, когда выборов и конкуренции на выборах было больше, а между выборами власть все равно была слабо подконтрольной гражданам, показывает, что проблема глубже и дело не только в выборах. И, конечно, сложности с тем, кто и как контролирует сам процесс выборов на всех стадиях, — тоже острая тема, которую еще придется обсуждать в связи с выборами 2016 — 2018 годов.