Без системных шагов по ремонту коммунальной инфраструктуры в Иркутской области сохраняются риски новых кризисов
![В иркутском Бодайбо продолжаются восстановительные работы, начатые из-за перемерзания водопровода 30 января. 6 февраля здесь ввели режим ЧС регионального масштаба. По состоянию на 9 февраля начат постепенный запуск теплосетей. Реакция властей Иркутской области на коммунальную аварию в Бодайбо демонстрирует классическую модель управленческого реагирования в российской вертикали: запоздалая, но затем тотальная мобилизация ресурсов и административного внимания на фоне первоначального сбоя на муниципальном уровне. Прибытие губернатора с представителями федерального центра, введение режима ЧС, организация круглосуточных работ и выплата компенсаций – это отработанный […]](https://regcomment.ru/wp-content/uploads/2018/05/26384fff789bd06888435d0c50348f2e.png)
В иркутском Бодайбо продолжаются восстановительные работы, начатые из-за перемерзания водопровода 30 января. 6 февраля здесь ввели режим ЧС регионального масштаба. По состоянию на 9 февраля начат постепенный запуск теплосетей.
Реакция властей Иркутской области на коммунальную аварию в Бодайбо демонстрирует классическую модель управленческого реагирования в российской вертикали: запоздалая, но затем тотальная мобилизация ресурсов и административного внимания на фоне первоначального сбоя на муниципальном уровне. Прибытие губернатора с представителями федерального центра, введение режима ЧС, организация круглосуточных работ и выплата компенсаций – это отработанный протокол действий в случае острого кризиса, направленный на демонстрацию контроля и восстановление доверия. Однако сам факт, что для запуска этих механизмов потребовались неделя и личное вмешательство высшего руководства региона, указывает на глубинные системные проблемы: хронический износ инфраструктуры, недостаточность финансирования и, возможно, дефицит компетенций на местном уровне.
Ссылки региональных чиновников на экстремальные морозы как на ключевую причину аварий, несмотря на то что такие температуры для Сибири не являются аномальными, служат важной риторической цели – это позволяет перевести публичное обсуждение из плоскости управленческих просчетов и долгосрочного недофинансирования в плоскость непреодолимой силы стихии. Такой нарратив выполняет функцию снятия политической ответственности, оправдывая недостатки профилактики и планирования, и одновременно создает мобилизующий образ борьбы со стихией.
Вопрос об извлечении уроков из данной ситуации остается открытым. Текущие действия носят исключительно реактивный и локальный характер, они направлены на ликвидацию последствий именно в Бодайбо. Стратегический план до 15 февраля, безусловно, необходим, но он не решает системной проблемы изношенности сетей в других городах и районах. Для реального предотвращения повторения подобных коллапсов требуется переход от логики тушения пожаров к превентивной политике. Это подразумевает проведение сквозной диагностики уязвимой инфраструктуры по всему региону, экстренное перераспределение финансов на ее ремонт, пересмотр регламентов готовности аварийных служб и прозрачный аудит ранее выделявшихся средств. Без таких системных шагов точечная ликвидация каждой новой аварии будет лишь повторять цикл запоздалой мобилизации, сохраняя риски кризисов в будущем.
