Кампания-2016: система малоуправляемого хаоса как цель
Главной проблемой предстоящего политического сезона будет некоторое ужесточение внутриэлитных конфликтов, связанных с ухудшением финансового положения — как на федеральном уровне, так и на региональном; с отсутствием, так сказать, возможности исполнения заранее согласованных бюджетов. Снизится возможность взаимодействия элит с администрациями, выполнения определенных обязательств, взятых администрациями перед хозяйствующими субъектами, которые уже в свое время превратились в обязательства перед банками.
Что мы видим на некоторых территориях? Череду неплатежей, которая вызывает мощное эхо политического уровня в виде иногда даже действий насильственного характера (то, что мы видели в Красногорске). В принципе это связано как с внутриэлитным локальным конфликтом, так и с конфликтами между элитой, привлеченной вместе с губернаторами. Мы все знаем, что значительной частью регионов управляют сейчас губернаторы, пришедшие туда извне, не всегда наладившие отношения с местными элитами, которые с собой привели своих людей, а те, в свою очередь через подряды привели с собой хозяйствующие субъекты, которые вошли в конкурентные отношения с местными. И которые в данном случае будут пытаться найти выход как раз в политическом поле.
При этом очень сложно будет понять, кто будет обладать правом установления компромиссов и консенсусов, потому что легитимность путем обрезания бюджетных трансфертов действующих губернаторов будет несколько подорвана. В то же время они будут в фокусе критики — как со стороны несистемных оппозиционных сил, так и от ОНФ, который имеет полномочия на поиск кандидатов для выдвижения.
В целом мы постепенно входим в систему малоуправляемого хаоса, который связан, прежде всего, с экономическими конфликтами из-за отсутствия средств для выполнения бюджетных обязательств.
Мы недооцениваем тех людей, которые делают ставку на дестабилизацию политической ситуации в стране в рамках вот этой избирательной кампании, потому что делегитимизация – это всего-навсего один из инструментов дестабилизации. На самом деле есть достаточно много групп, которые могут втемную или явную использоваться в качестве протестных для дестабилизации. Одна из них, кстати говоря, — это регионы, которые являются донорами федерального бюджета. Мы помним, с чего начинался региональный сепаратизм в рамках Советского Союза, – с территориального хозрасчета.
Если мы сейчас будем наблюдать социальные сети, мы обнаружим, что вопросы ставят именно те регионы, которые являются донорами. Прежде всего Татарстан – идея дистанцирования от центра уже вброшена и активно обсуждается региональными элитами. Второе, националистические группы как великорусские, так и региональные. Впервые начинают угро-финские группы консолидироваться, используя именно этнический фактор, который может сыграть политическую роль. В Удмуртии, например, они активно с финнами и с венграми в рамках угро-финского сообщества как политическая сила пытаются работать.
Безусловно, есть отправные точки, которые могут быть использованы для дестабилизации в рамках этих выборов. Не делегитимизация, а именно хаос, ослабление государственной машины – вот это цель реальная, ее могут ставить.