Губернаторы на фоне предстоящих выборов в Государственную думу решают вопрос, кто будет представлять их регионы в нижней палате парламента. Некоторые главы субъектов говорят, что список кандидатов пока не ясен. Многие ведут консультации с партийным руководством и администрацией президента.

В 2026 году можно ожидать меньшего масштаба выдвижения в федеральный парламент (а также заксобрания) представителей старых региональных бизнес-элит, находившихся на пике влияния в 2000–2010-е годы. Заметные ротации могут произойти среди депутатов-одномандатников, представляющих в Госдуме субъекты РФ, где смена губернаторов состоялась в 2022–2025 годах. Команды руководителей таких регионов будут лоббировать выдвижение более лояльных им фигур. Ротации могут коснуться депутатов-одномандатников действующего созыва, являющихся выходцами из стройкомплекса и сферы образования (если у них нет существенной федеральной поддержки).

Кроме того, среди одномандатников, представляющих индустриальные регионы, в следующем созыве Госдумы может увеличиться доля кадров, ранее занимавших руководящие должности в сфере ВПК и на предприятиях по производству товаров двойного назначения. Также среди кандидатов-одномандатников (чаще от «Единой России»), скорее всего, будут представлены главы медицинских учреждений и управленцы из социальной сферы. Одним из факторов, стимулирующих участие в избирательной кампании кандидатов с таким бэкграундом, может стать в том числе внимание центра к реализации программ медицинской реабилитации ветеранов СВО. В этих условиях и выдвижение связанных с этим управленцев социальной сферы в Госдуму может получить дополнительную поддержку как на федеральном уровне, так и со стороны команд губернаторов.

Можно предположить, что ветераны СВО, не имевшие ранее политического опыта, на выборах в Госдуму с несколько большей вероятностью будут выдвигаться по партийным спискам. По мажоритарной системе выше вероятность выдвижения таких кандидатов от территорий с уровнем протестного голосования выше среднего, включающая промышленные центры. Но с учетом новых экономических вызовов именно в таких округах более выраженными могут быть опасения граждан по поводу осложнения криминогенной обстановки. Это может мотивировать команды, ведущие предвыборные кампании ветеранов СВО (прежде всего не имевших ранее политического опыта), активнее готовить их к работе с антикриминальной повесткой.

Для парламентской оппозиции в целом, вероятно, будет характерен сравнительно консервативный кадровый подход при выдвижении кандидатов по округам. Заметную их часть могут составить политики, участвующие в выборах (чаще всего от тех же самых территорий) неоднократно. При этом для многих действующих депутатов-одномандатников от думской оппозиции достижение договоренностей с командами губернаторов и федеральными структурами по фактической поддержке выдвижения в Госдуму может усложниться.

Кроме того, среди кандидатов-одномандатников от оппозиции может немного увеличиться количество женщин, в том числе от партий, для которых традиционно был характерен более брутальный образ, например ЛДПР. Также в число кандидатов от оппозиции по одномандатным округам (прежде всего от индустриальных регионов) могут войти новые фигуры из числа управленцев, связанных с промышленной сферой. Такие примеры могут быть характерны в большей степени для КПРФ.

Команды губернаторов и федеральные структуры могут чаще делать ставку на кандидатов с меньшим публично-политическим опытом или менее связанных с соответствующими территориями. Но стоит учитывать, что решающие этапы парламентской кампании могут быть связаны с более выраженными социально-экономическими вызовами, как и с более заметным резонансом вокруг активности локальных протестных групп, чем в начале 2026 года. В итоге это может вести в том числе к более заметной вовлеченности представителей муниципальных элит в кампании таких менее опытных кандидатов.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: