Замерзающее Заплюсье – не просто коммунальная авария, а демонстрация неспособности властей Псковской области контролировать базовые вещи


Первые дни 2026 года жители поселка Заплюсье в Псковской области встретили без отопления. Тепло перестало поступать в дома 2 января, губернатор региона Михаил Ведерников открыто сообщил о ситуации только в последний день новогодних каникул. Реакцией властей стала отправка и. о. министра ЖКХ Ксении Григорьевой в поселок для устранения проблемы. 

История с замерзающим Заплюсьем интересна даже не самим фактом коммунального коллапса – в России это, увы, рутина. Интересна она своей политической топографией. Люди сидели без тепла с 2 января, снимали видеообращения, жаловались, а губернатор Михаил Ведерников отреагировал лишь после праздников. Причем сразу в Telegram-канале обозначил весь спектр версий: халатность, некомпетентность, вредительство. Красиво, но запоздало.

Система ЖКХ в Псковской области находится в том состоянии, которое эвфемистически называют проблемным. Только в Заплюсье прорывы происходили регулярно весь отопительный сезон. И это одна из десятка острых проблем региона. Так, печорский завод закрылся летом, оставив без работы 500 человек. Долгострой экотехнопарка должны были сдать в 2025-м, но не сдали. Заведено три уголовных дела на подрядчика школьных ремонтов в Великих Луках. Министр образования Андрей Ермаков из-за этого и ушел осенью – губернатор прямо сказал: системные проблемы требуют смены руководства.

А теперь очередь дошла до ЖКХ. Вице-губернатор Игорь Шатурный, курирующий эту сферу, получил от местных журналистов прозвище Голограмма – настолько он невидим. Врио министра Ксения Григорьева была лично отправлена отапливать поселок. Это одновременно и театр, и рациональная жестокость – назначить ответственного за катастрофу еще до завершения расследования.

Здесь проявляется классический парадокс вертикали: формально ведомство приняло паспорта готовности к зиме у муниципалов, но, когда система рухнула, виноватым сделали министра, а не главу округа. Хотя глава Плюсского округа Наталья Иванова тоже получила проблемы и неприятное внимание от СК. Но главный удар – по региональному уровню.

Причины ЧП технически банальны: плохое топливо и изношенное оборудование. Системно же это результат многолетней экономии на инфраструктуре в небогатом приграничном регионе с сокращающимся населением (минус 27 тыс. избирателей с 2018 года). Котельные работают на пределе, резервов нет, квалификации сотрудников не хватает.

Но политически ситуация куда острее, чем кажется. В сентябре 2026-го выборы не только в Госдуму, но и в областное собрание депутатов. На прошлые губернаторские выборы явка была катастрофической – 37,74% с учетом ДЭГ, а без онлайн-голосования вообще 30,7%. Ведерников победил с 86%, но при таком абсентеизме это пиррова победа. Последние муниципальные выборы тоже прошли вяло.

А сейчас регион буквально лихорадит: главврач областной инфекционной больницы Анастасия Повторейко в СИЗО, экс-ректор Псковского госуниверситета Наталья Ильина отправлена под суд, двум оппозиционным депутатам облсобрания грозит лишение мандатов из-за иностранных счетов и др. Фон максимально токсичный.

Михаил Ведерников находится на экваторе второго срока – статистически самое уязвимое положение. Тренд последних лет – досрочное прекращение полномочий именно на втором сроке, чтобы дать новому врио время на настройку ресурса. У Ведерникова позиции в АП пока прочные, питерские связи работают, но замерзающее Заплюсье – это не просто коммунальная авария. Это демонстрация системной неспособности контролировать базовые вещи в политически важном году.

Отправка Григорьевой на передовую – попытка локализовать репутационный ущерб. Но парадокс в том, что чем жестче губернатор наказывает подчиненных, тем более явно признает: контроль потерян, власть не справляется.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: