Региональная политика: прогнозы-2026
![19 декабря пройдет прямая линия президента РФ Владимира Путина, подводящая итоги 2025 года. Регионы страны также начинают подведение итогов. Экономика, социальные проекты, инфраструктура и качество жизни – ключевые показатели, по которым оцениваются результаты работы. Они станут основой для корректировки программ и формирования приоритетов на 2026-й. Подводим итоги и делаем прогнозы с экспертами РК. Ряд тенденций, проявившихся в российской региональной политике в 2025 году, позволяет прогнозировать тренды, которые будут влиять на ту же сферу в 2026-м. Новые экономические вызовы, в том числе […]](https://regcomment.ru/wp-content/uploads/2018/11/Nejzhm-360x317.jpg)
19 декабря пройдет прямая линия президента РФ Владимира Путина, подводящая итоги 2025 года. Регионы страны также начинают подведение итогов. Экономика, социальные проекты, инфраструктура и качество жизни – ключевые показатели, по которым оцениваются результаты работы. Они станут основой для корректировки программ и формирования приоритетов на 2026-й. Подводим итоги и делаем прогнозы с экспертами РК.
Ряд тенденций, проявившихся в российской региональной политике в 2025 году, позволяет прогнозировать тренды, которые будут влиять на ту же сферу в 2026-м. Новые экономические вызовы, в том числе для промышленных центров и как минимум части ресурсодобывающих регионов (например, тех, где значимым сектором является угледобывающая отрасль), а также постепенный рост активности локальных протестных групп (в первую очередь в ряде крупных городов и в окружающих их агломерациях) приведут к более частым публичным встречам высокопоставленных региональных и муниципальных чиновников с гражданами.
При этом определенная активизация локальных протестных групп в связи с проблемами ЖКХ возможна уже в январе, по экологической тематике более выраженной активность таких групп может стать весной 2026 года. Источником рисков для команд губернаторов в этих условиях могут стать случаи, когда неудачные или скандальные высказывания чиновников в ходе таких встреч будут чаще попадать в медиапространство, в том числе федеральное. На фоне приближения парламентской кампании могут иметь место случаи, когда на часть таких проблемных сюжетов будет публично реагировать федеральное руководство «Единой России».
В этих условиях может стать еще более распространенной и практика публичной критики со стороны губернаторов в адрес нижестоящих управленцев. Более вероятно, что объектами такой критики чаще будут становиться главы районов и городов за пределами административных центров, в том числе по той причине, что они (в отличие от основной части мэров региональных столиц) в большинстве случаев куда меньше связаны с командами губернаторов.
В 2026 году не исключены отдельные ротации в корпусе полпредов президента в федеральных округах (возможно, в том числе уже после выборов в Госдуму). При этом может возрасти роль полпредов по реагированию на трудовые и социальные конфликты на местах (для аналогии вспомним, как в 2017 году занимавший тогда пост полпреда в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло проводил встречу с протестовавшими шахтерами Дарасунского рудника в Забайкалье). В этих условиях назначения в корпус полпредов могут быть связаны с переходом на эти посты выходцев из среды губернаторов (как в случае с назначением полпредом в СЗФО в сентябре 2025 года Игоря Рудени, занимавшего пост губернатора Тверской области). Реагирование полпредов на хозяйственные проблемы регионов также может стать более активным, что требует соответствующего опыта. Но возможны и случаи перехода на должности полпредов выходцев из правоохранительных органов, тем более что в 2022–2025 годах локальные протестные группы тоже довольно часто готовили открытые обращения к Генпрокуратуру и Следственный комитет, то есть, по крайней мере, для части руководящих кадров из этой системы региональная проблемная социальная повестка не является чуждой.
В 2025-м продолжился тренд на более плотную вовлеченность губернаторов в работу с повесткой безопасности. В 2026 году эта тенденция, скорее всего, усилится с учетом тревожности граждан по поводу криминогенной обстановки на местах и среди прочего обсуждения резонансных случаев агрессивного поведения подростков. При ротациях в губернаторском корпусе преимущественная ставка (возможно, за отдельными исключениями) будет делаться на гражданских чиновников либо в ряде случаев на кадры с опытом в правоохранительной системе. Но необходимость для губернаторов активнее работать с подобными темами может усилить роль выходцев из силового блока в их командах (от профильных советников и помощников до заместителей глав регионов по вопросам безопасности).
