Укрупнение регионов: подождать до лучших времен
Обсуждаемый в настоящее время вариант объединения нескольких российских регионов имеет под собой почву. Так, с 2004 году кемеровский губернатор Аман Тулеев предлагал объединить свой регион с Алтайским краем, а также Томской областью. Хотя уже в 2007 году он высказывался о таких идеях куда более осторожно, отмечая, что «к этому еще не готовы ни кузбасская, ни алтайская экономика».
В принципе, есть примеры, когда укрупненные регионы возглавляли губернаторы-«старожилы». Например, главой Забайкальского края в 2008 году стал Равиль Гениатулин, до этого 12 лет руководивший Читинской областью. И, кстати, референдум об объединении данной области с Агинским Бурятским автономным округом прошел в 2007 году, в год думских выборов. Но до этого с 2006 года в регионе велась подготовительная работа. Теоретическое объединение Кемеровской области с Алтайским краем потребовало бы гораздо более долгосрочной работы по выстраиванию системы власти в укрупненном регионе. Вряд ли Центр пошел бы на такие рискованные проекты сейчас и вряд ли такие идеи всерьез рассматриваются на федеральном уровне на ближайшее будущее.
В целом же в 2000-е годы, как все помнят, через «укрупнение» прошли именно «матрешечные» субъекты федерации. А вот идеи объединения регионов, никак ранее не связанных административно, хотя и обсуждались в последующие годы, так и не были реализованы. Одной из причин наверняка стали опасения перед серьезными конфликтами между элитами объединяемых регионов, с участием корпораций, интересы которых там представлены.
На своей пресс-конференции в декабре 2012 года Владимир Путин не исключил, что к идее укрупнения регионов можно вернуться: «С точки зрения социально-экономической, действительно иногда есть смысл говорить об укрупнении (регионов) для того, чтобы субъект Федерации стал именно субъектом».
Но вряд ли федеральные власти пойдут на подобные шаги сейчас, в условиях экономического кризиса. В период экономических неурядиц, как правило, возрастает конкуренция между элитными группами за сохранение иcточников финансирования. Эта конкуренция часто может выливаться в публичную плоскость, к конкурентной борьбе региональных чиновников и бизнес-структур могут привлекаться местные протестные группы. Недаром в недавно оглашенном Послании Федеральному Собранию от 2015 года Путин подчеркнул важность ряда инфраструктурных проектов на Севере и Дальнем Востоке. Этот шаг должен успокоить, в том числе, и региональные элиты. Поэтому вряд ли сейчас Центр будет действовать слишком резко и в других вопросах, рискуя получить новые очаги внутриэлитных конфликтов из-за того же укрупнения регионов.