Темпы обновления коммунальной инфраструктуры в регионах недостаточны из-за нехватки финансирования
![По данным Минстроя РФ, коммунальная инфраструктура страны готова к зиме на 99,9%, аварийность на объектах снижается, а к 2030 году планируют обновить 50 тыс. км коммунальных сетей. При этом общий показатель износа сетей в стране нарастает. По данным независимых экспертов, в замене нуждается около трети отопительных и водопроводных магистралей в стране, а в отдельных регионах менять необходимо до 90% такой коммунальной инфраструктуры. В России нет ситуации, чтобы вопрос можно было ставить как систематическое невыполнение нормативов по замене сетей. Правильнее сказать, […]](https://regcomment.ru/wp-content/uploads/2025/12/Bondar-360x360.jpg)
По данным Минстроя РФ, коммунальная инфраструктура страны готова к зиме на 99,9%, аварийность на объектах снижается, а к 2030 году планируют обновить 50 тыс. км коммунальных сетей. При этом общий показатель износа сетей в стране нарастает. По данным независимых экспертов, в замене нуждается около трети отопительных и водопроводных магистралей в стране, а в отдельных регионах менять необходимо до 90% такой коммунальной инфраструктуры.
В России нет ситуации, чтобы вопрос можно было ставить как систематическое невыполнение нормативов по замене сетей. Правильнее сказать, что финансирование, которое требуется на замену изношенного оборудования, пока еще недостаточное, чтобы полноценно успевать с заменой того, что устарело и сейчас быстро устаревает.
Есть федеральные проекты, в частности «Модернизация коммунальной инфраструктуры» – это часть национального проекта «Инфраструктура для жизни», который действует до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Идет замена и тепловых сетей, и водопроводных, и канализационных. То есть работа ведется. Темпы необходимо, на мой взгляд, наращивать – и в эту сторону смотреть пристальнее, чем сейчас. Это касается и контроля за выполнением проектов.
К слову, у нас же есть Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. По сути, это два министерства в одном. Было бы неплохо, чтобы в России появилось именно Министерство ЖКХ. Это позволит, как мне кажется, сфокусироваться на выполнении и планировании таких глобальных проектов, как замена коммунальной инфраструктуры.
Рост тарифов проблему с заменой сетей, конечно, не решает. Это содержание текущее – не модернизация, а именно поддержка того, что есть. А если мы говорим про замену устаревших коммуникаций, то тут можно посмотреть в сторону применения, к примеру, облигаций федерального займа. Такие случаи были. Когда в столице заменяли автобусы на электробусы, правительство Москвы выпускало «зеленые» облигации, которые позволяли инвесторам вкладываться в социальные проекты. Может быть, и в сфере ЖКХ это сработает.
У государства есть рычаги, чтобы влиять на эти процессы. Но гражданскую активность в коммунальной сфере никто не отменял. Она крайне важна. У нас серьезным образом идет цифровизация, есть «Госуслуги. Решаем вместе», когда люди могут буквально с помощью мобильного телефона сообщить о какой-то проблеме – надвигающейся или уже произошедшей. Мне кажется, надо повышать именно фокус на отработке точных цифровых запросов от жителей, то есть приучать их проявлять гражданскую ответственность. Как вариант – система автоматических штрафов за определенные нарушения с исключением человеческого фактора. Беспристрастная цифровая система более детально снимет показатели и может предугадать крупную аварию. Все предпосылки для этого есть.
Территории, для коммунальной инфраструктуры которой характерны высокие риски, известны. Это холодные регионы, Сибирь, Урал, особенно малые города, которые неравномерно охвачены государственными глобальными проектами. Ну не удается пока равномерно и вовремя менять сети – дорого, кадров не хватает.
