Избрание глав муниципалитетов осложняют внутриэлитные противоречия и низкая мотивация кандидатов
![Избрать глав городов и районов в регионах не всегда удается с первого раза. Срыв конкурсных процедур становится все более распространенной практикой, причем не только в небольших муниципалитетах, но и в региональных центрах, например в Кызыле. За последние пять лет с этой проблемой столкнулись более полутора десятков крупных муниципальных образований. Существующая система избрания по конкурсу – это не прямые выборы как таковые. На выборах все просто, когда голосуют сами избиратели, вопрос срыва был бы снят. Система назначения, которая сейчас существует на […]](https://regcomment.ru/wp-content/uploads/2021/09/Kalachev-360x203.jpg)
Избрать глав городов и районов в регионах не всегда удается с первого раза. Срыв конкурсных процедур становится все более распространенной практикой, причем не только в небольших муниципалитетах, но и в региональных центрах, например в Кызыле. За последние пять лет с этой проблемой столкнулись более полутора десятков крупных муниципальных образований.
Существующая система избрания по конкурсу – это не прямые выборы как таковые. На выборах все просто, когда голосуют сами избиратели, вопрос срыва был бы снят. Система назначения, которая сейчас существует на основе 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», предполагает несколько способов избрания глав муниципалитетов в соответствии с законом субъекта и уставом муниципального образования. Понятно, что в этом случае избрание становится результатом внутриэлитного согласия: городских элит, региональной власти с городскими элитами и т. д. Там, где происходят какие-то сбои в выборном процессе, можно говорить о внутриэлитных расколах, проблемах с управляемостью, поскольку, если кандидат поддержан главой региона, предполагается, что он должен пройти процедуру легко и просто.
Кроме того, существует проблема кадрового голода, сокращается количество желающих брать на себя ответственность за руководство муниципалитетом или представленные кандидатуры не отвечают всем требованиям. Но первое (и главное, на мой взгляд) – это проблема внутриэлитных отношений. Чтобы все прошло легко и быстро, необходим консенсус групп влияния вокруг одного кандидата. С другой стороны, в этом случае возникает вопрос о конкуренции на конкурсном отборе. А как известно, конкуренция – это двигатель прогресса. Предполагаю, что если в определенном регионе произошла какая-то накладка, то это повод для того, чтобы донастроить те или иные процессы и механизмы, обратить внимание на проблемное поле, на характер межэлитных (если речь идет об отношениях «регион – муниципальное образование») и внутриэлитных (если расходятся мнения среди членов комиссии, депутатского корпуса самого муниципалитета) отношений.
Конкурсы на замещение должности главы местной администрации не всегда проходят гладко, это рабочий момент, поэтому излишне драматизировать его не нужно. Но обратить внимание на такие муниципальные образования, на их проблемное поле, вопросы управляемости, в том числе электоральной, характер отношений внутри элиты, наверное, стоит.
Снижение числа желающих возглавить муниципалитет связано со многими факторами: недостатком полномочий и ресурсов, повышенным вниманием со стороны губернатора, силовых структур и отсутствием системы мотивации, которая заставляла бы людей бросить успешный бизнес и перейти на муниципальную должность. Зарплаты небольшие, и никто не чувствует себя защищенным: полномочия урезаны, ресурсы минимальны, а население недовольно, тем более что глава муниципалитета в критических ситуациях играет роль громоотвода.
