Выбирая единственного организатора строительства объектов, главы регионов ДФО будут персонально отвечать за результаты
![Губернаторы и главы регионов Дальневосточного федерального округа смогут определять единственного организатора строительства объектов, включенных в комплексный план социально-экономического развития городов и агломераций. Соответствующее поручение по итогам Восточного экономического форума утвердил президент России Владимир Путин. Здесь есть позитивные моменты. В первую очередь это ускорение реализации проектов и повышение ответственности. В условиях Дальнего Востока, где низкая плотность населения и дефицит подрядных организаций, конкурентные торги часто неэффективны – мало участников, то есть могут быть срывы. А при назначении одного подрядчика легче организовать контроль, […]](https://regcomment.ru/wp-content/uploads/2022/01/WhatsApp-Image-2022-01-12-at-10.54.10-1-360x418.jpeg)
Губернаторы и главы регионов Дальневосточного федерального округа смогут определять единственного организатора строительства объектов, включенных в комплексный план социально-экономического развития городов и агломераций. Соответствующее поручение по итогам Восточного экономического форума утвердил президент России Владимир Путин.
Здесь есть позитивные моменты. В первую очередь это ускорение реализации проектов и повышение ответственности. В условиях Дальнего Востока, где низкая плотность населения и дефицит подрядных организаций, конкурентные торги часто неэффективны – мало участников, то есть могут быть срывы. А при назначении одного подрядчика легче организовать контроль, при этом персональная ответственность будет лежать на губернаторе.
Ожидается и снижение транзакционных издержек. Это особенно важно для малых городов и агломераций, где нет особых ресурсов для сложных закупочных процедур. Также из плюсов – фокус на комплексность. Речь ведь идет о комплексных планах социально-экономического развития, где важна согласованность: школа, больница, дорога, объекты ЖКХ – все должно строиться синхронно. Один координатор может легче обеспечить эту связь. Кроме того, с него проще спросить.
Безусловно, поручение президента России связано с предыдущими неудачами в строительстве на Дальнем Востоке. За последние лет 10 мы видели несколько громких провалов в ДФО: срывы сроков, замороженные или нереализованные проекты, которые были анонсированы на Восточном экономическом форуме. Ну и, естественно, неэффективность стандартных тендеров: победители формально есть, но они не справляются с объемом или уходят с рынка.
Но есть и риски. Когда у вас один главный подрядчик, отсутствие конкуренции может привести к банальному завышению цен, снижению качества, задержкам. Особенно если подрядчик – кто-то из приближенных к губернатору или местный монополист. Возможна также подмена целей, когда вместо развития городов будут реализовываться интересы конкретных бизнес-структур. Ситуацию могут усугубить отсутствие прозрачности в обосновании выбора единственного подрядчика и слабый контроль со стороны надзорных органов, СМИ и общественности в условиях удаленности региона. Однако президентское поручение не отменяет закон, а создает временное и целевое исключение, которое предполагает четкие критерии отбора подрядчика: опыт, финансовая устойчивость, технические возможности.
И естественно, речь идет о политической ответственности глав регионов. Когда губернатор назначает подрядчика, он автоматически ставит на кон свою репутацию, карьеру, а возможно, и свободу. Соответственно, риски становятся управляемыми при условии прозрачности, контроля и четких правил игры, которые соблюдаются всеми сторонами. Решение президента очень прагматичное, прошлые неудачи стали катализатором поиска более управляемой и гибкой модели. Дальний Восток нужно развивать, а определенные чиновники и системы не справляются. Просто увольнять чиновников бессмысленно. Нужна другая модель – и ее придумали.
Распространение подобного подхода на другие субъекты РФ возможно только при наличии объективных ограничений конкуренции и инфраструктурной усталости. Например, можно применить в регионах Арктической зоны, где аналогичные проблемы: удаленность, суровый климат, очень мало подрядчиков. Это могут быть моногорода, малые агломерации в Сибири и на Урале, где строительных компаний немного и низкая конкуренция, а также возвращенные территории РФ, где стоит задача быстрого восстановления разрушенной инфраструктуры.
