Рост неполной занятости в регионах может быть первым признаком снижения кадрового дефицита на рынке труда
![В России растет скрытая безработица. За три месяца число работников, которые трудятся неполный день или сокращенную неделю, находятся в простое или ожидают увольнения, выросло в полтора раза и превысило 250 тыс. человек. По данным служб занятости, чаще с этим сталкиваются на крупных промышленных предприятиях – например, на заводе АвтоВАЗа в Самарской области в сентябре ввели режим четырехдневной рабочей недели. Я бы не сказал, что это критические цифры, потому что официальная безработица у нас по итогам сентября составляет всего 2,2%, хотя в […]](https://regcomment.ru/wp-content/uploads/2019/01/Maslennikov-360x239.jpg)
В России растет скрытая безработица. За три месяца число работников, которые трудятся неполный день или сокращенную неделю, находятся в простое или ожидают увольнения, выросло в полтора раза и превысило 250 тыс. человек. По данным служб занятости, чаще с этим сталкиваются на крупных промышленных предприятиях – например, на заводе АвтоВАЗа в Самарской области в сентябре ввели режим четырехдневной рабочей недели.
Я бы не сказал, что это критические цифры, потому что официальная безработица у нас по итогам сентября составляет всего 2,2%, хотя в августе был исторический рекорд – 2,1%. С другой стороны, ситуация указывает на замедление деловой активности и спад производства, что связано с низким спросом и высокими издержками. Предприятиям становится труднее поддерживать тот уровень зарплат, который сложился в последнее время, поэтому многие из них начинают вводить режим неполной занятости.
Нужно иметь в виду и историческую особенность российского рынка труда, когда люди готовы терять заработную плату, но не рабочие места. Данная особенность тоже наблюдается на всех крупных предприятиях в регионах, где сосредоточены серьезные промышленные комплексы. Все это свидетельствует о первых признаках снижения напряженности на рынке труда, связанной с дефицитом рабочей силы. Но пока дефицит сохраняется, примерно 75% предприятий отмечают нехватку рабочей силы.
С другой стороны, разница между прибылью и убытками предприятий за восемь месяцев сократилась на 8,3%, при этом практически треть полученной прибыли пошла на выплаты процентов по кредитам. В этих условиях фиксируется высокий рост издержек предприятий, поэтому они начинают экономить на заработной плате и отправляют сотрудников в простой, на неполный рабочий день и так далее. Они не увольняют, но пытаются подстроить выпуск продукции под тот уровень предложения, который есть. А для людей, которые находятся в состоянии простоя или заняты не полностью, конечно, это вызов с точки зрения их жизненного уровня. Власти нужно не допустить резкого падения уровня жизни населения. Видимо, государству придется корректировать меры социальной поддержки.
Все эти процессы говорят об охлаждении экономики, которая была существенно перегрета. Период сокращения деловой активности все равно нужно пройти, чтобы выйти на траекторию стабильного экономического роста. Таким образом, нельзя сказать, что данная тенденция абсолютно негативная. Она лишь свидетельствует о том, что экономика возвращается на нормальную траекторию.
Ожидать, что в дальнейшем будет резкий рост зарплат, тоже нельзя. Половина предприятий, опрошенных Банком России, не собираются повышать зарплату. Все это ведет к разумному снижению потребительского спроса, что позволит сократить темпы роста цен. Конечно, сейчас будет резкий скачок инфляции, особенно в декабре – январе, в связи с тем, что НДС повышается с 20 до 22% – и это будет перекладываться на потребителей.
