Москва театральная: как вовлеченность горожан в культурные события развивает интерес к искусству

/

Результаты исследования, проведенного ВЦИОМ совместно с Российским институтом театрального искусства, свидетельствуют о высоком уровне включенности жителей столицы в культурную жизнь. Порядка 88% опрошенных за последний год посещали хотя бы одно культурное мероприятие. Самая массовая форма приобщения к культуре – посещение музеев, выставок. Популярны мероприятия в городских парках, усадьбах, театры и кинотеатры, кроме того, к прекрасному можно приобщиться на открытых городских площадках.

Востребованный формат

Результаты исследования, проведенного ВЦИОМ совместно с Российским институтом театрального искусства, говорят о высоком уровне вовлеченности жителей столицы в культурную жизнь. Так, 88% опрошенных москвичей в 2025 году посетили хотя бы одно культурное мероприятие. Чаще всего это музеи, выставки. Популярны мероприятия в парках, спектакли и кинофильмы, уличные театральные представления.

Кстати, театр москвичи посещают в среднем 4,6 раза в год: примерно четыре раза в год – мужчины, более пяти раз – женщины. Каждый второй представитель возрастной группы 45–54 лет в течение года хотя бы раз посетил культурное учреждение либо мероприятие. 45% посетителей культурных мероприятий – люди с высшим образованием.

Событийные мероприятия стирают границы культурных учреждений, превращая горожан в зрителей, причем абсолютно бесплатно. Фестиваль «Театральный бульвар» впервые прошёл в 2024 году по инициативе Департамента культуры Москвы. Он продолжался полтора месяца и имел успех. Тогда было решено проводить фестиваль ежегодно. В 2025 году международный открытый фестиваль «Театральный бульвар» длился все лето (с 1 июня по 31 августа), став самым продолжительным фестивалем в мире. На 92 дня столица превратилась в театральную сцену, где актеры показали свыше 1 тыс. постановок.

Данные социологов подтверждают высокий уровень интеграции фестиваля в городскую среду. Об этом свидетельствует осведомленность о проекте (65% жителей), а также готовность рекомендовать посещение фестиваля: 74% посещавших мероприятия поставили восемь – десять баллов по десятибалльной шкале (среди опрошенных на площадках мероприятия — 92%). Примечательно, что самыми довольными зрителями оказались те, кто не планировал побывать на фестивале, а оказался рядом, проходил мимо. Это 50% зрителей, опрошенных на площадках «Театрального бульвара».

Исследователи полагают, что подобные форматы позволят еще больше повысить вовлеченность жителей города в культурную жизнь – привлекут в театры молодежь.

Особенная атмосфера

Руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев называет фестиваль «Театральный бульвар» большим достижением столичной культуры, а культурный пласт в Москве – важным триггером социального самочувствия. Насыщенная культурная жизнь повышает уровень социального оптимизма.

 «Куль­тур­ный пласт в Москве – это, на мой взгляд, важ­ный триг­гер со­ци­аль­но­го са­мо­чув­ствия: чем бо­га­че и раз­но­об­раз­нее куль­тур­ная жизнь, тем выше уро­вень со­ци­аль­но­го оп­ти­миз­ма и мне­ние лю­дей о сво­ем го­ро­де. Слу­чай­ное и бес­плат­ное при­об­ще­ние к ис­кус­ству на от­кры­той го­род­ской пло­щад­ке сти­му­ли­ру­ет в даль­ней­шем ку­пить би­лет в те­атр. От во­вле­чен­но­сти моск­ви­чей в об­щий го­род­ской со­бы­тий­ный ряд мы пе­ре­хо­дим к во­вле­чен­но­сти их в те­ат­раль­ную жизнь. Ко­ли­че­ство по­се­ти­те­лей мос­ков­ских те­ат­ров, в первую оче­редь мо­ло­де­жи, рас­тет – в том чис­ле по­то­му, что люди при­об­ре­та­ют но­вые для себя на­вы­ки», – считает Константин Калачев.

Научный руководитель Института региональных проблем кандидат политических наук Дмитрий Журавлев отмечает, что Москва насыщена разнообразными культурными мероприятиями, что позволяет включиться в них даже прохожим на улицах. Фестивали, подобные «Театральному бульвару», приобщают к этому виду искусства молодежь. В городе существует собственная атмосфера, притягивающая людей.

«Уже стало традицией, что в Москве в разных местах звучит музыка, в том числе в переходах станций метро. Есть масса активностей, которые устраивают население и в которых оно готово участвовать. Как в Венецию приезжают за атмосферой, так и Москву часто посещают, особенно в праздничные дни», – подчеркнул Дмитрий Журавлев.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: