Повышение транспортного налога в регионах: сборы покроют риски?
Несколько регионов заявили об увеличении транспортного налога: Новосибирская, Оренбургская области и Красноярский край. Губернаторы объясняют индексацию ростом доходов населения и рассчитывают на дополнительные поступления в бюджеты субъектов.
Научный руководитель Института региональных проблем кандидат политических наук Дмитрий Журавлев:
– Интересно, что оренбургский губернатор Солнцев решился на повышение налога, хотя он в регионе человек новый и жители еще привыкают к нему. А тема населения и транспорта касается почти каждого, поэтому, конечно, нужна решимость. Скорее всего, три региона выступают «затравщиками» по указанию федерального центра: мол, будьте первыми, покажите пример другим, а мы вам поможем всем, чем нужно. Это еще давняя, советская традиция. И риски для этих губернаторов будут только в том случае, если повышение транспортного налога не станет массовым явлением.
Понятно, что жирового запаса у региональных бюджетов нет, поэтому, если перед регионами ставят задачу повышения собственных доходов, значит, надо как-то выкручиваться либо повышать налог. При этом, когда повышаются налоги, часть бизнеса в регионе неизбежно сворачивается, потому что становится нерентабельной.
Политолог Павел Склянчук:
– На уровне субъектов РФ власти, скорее, будут принимать меры по борьбе с гаражной экономикой, чем повышать налоги. Кроме того, обосновывать рост транспортного налога увеличением доходов населения некорректно – и это чревато социальным недовольством. Здесь образцовым с точки зрения работы с обществом является опыт Москвы, которая доходы от парковки направляет на благоустройство и детские площадки.
Плюс в условиях дефицита властям нужно вспомнить о механизмах самообложения, инициативного бюджетирования, народных облигаций. Если на низовом уровне нужны проекты – например, по облагораживанию кладбища, восстановлению питьевого источника или установке освещения дороги, то надо не заявляться на федеральное софинансирование, а искать внутренние резервы. Это большой вызов для муниципалитетов, которые привыкли просить деньги сверху – наверху привыкли их не давать.
Политический консультант Алексей Аксютенко:
– В первую очередь здесь корень проблемы лежит в мотивационной части обоснования повышения налогов. Я думаю, очень небольшое количество жителей Красноярского края разделяет уверенность чиновников в том, что стали жить лучше. Можно было говорить о повышении качества дорог, необходимости финансирования больших инфраструктурных проектов – это бы тоже вызвало определенную негативную реакцию в части повышения налоговой базы, но жители все равно поняли бы и, может быть, приняли. А сейчас инициатива вызывает очень жесткую реакцию. У Михаила Котюкова и его команды и так проблемы с имиджем, контактом с жителями края, а подобные промахи только усугубляют ситуацию.
Доктор экономических наук Алексей Зубец:
– Если поднимать транспортный налог, то его надо поднимать во всех регионах, потому что сейчас мы получим ситуацию, когда в одних повысили, а в соседних с ними – нет. И это, конечно, повод для жителей трех указанных регионов задать вопросы. Второй момент: у нас растут цены на бензин, утильсбор, а теперь еще и транспортный налог. Стоимость покупки автомобиля, его эксплуатации вырастет пусть не до небес, но значительно. То есть очень многие люди теряют возможность приобрести новый автомобиль. Для основной массы населения все это ощутимо, налоговая нагрузка на людей начинает расти. И на мой взгляд, региональным властям вместо сбора налогов лучше предпринять какие-то действия по развитию экономики, которые потом приведут к росту платежей в бюджет.
