Во Владивостоке прошел митинг против повышения утилизационного сбора на автомобили, в котором участвовали не меньше 400 человек – в основном автовладельцы. Правительство РФ планировало ввести с 1 ноября новые правила расчета утильсбора на зарубежные легковые машины, но сегодня стало известно о возможной отсрочке.
Основатель Telegram-каналов «Толкователь» и Proeconomics Павел Пряников:
– Чем дальше от Дальнего Востока, тем менее сильным будет протест автомобилистов и таксистов. Мы все привыкли, что наши люди и бизнес – изворотливые, находящие лазейки для обхода начальственных постановлений. Так что настоящая борьба развернется именно по обходу решений правительства.
Шансы на отмену утильсбора, а также закона о такси появятся только тогда, когда с России будут сняты санкции по импорту легковых автомобилей из недружественных стран. Вторая причина для отмены – улучшение ситуации с бюджетом, то есть сокращение его дефицита. Думаю, минимум два-три года мы не увидим ни первого, ни второго.
Политолог Вячеслав Беляков:
– Митинг показывает достаточно высокий уровень социальной напряженности вокруг этого вопроса. И конечно, власти думают, как эти последствия купировать. Уверен, в правительстве Приморского края мало кто в восторге от введения утильсбора – и, возможно, поэтому согласовали проведение митинга. Все хорошо понимают: если сегодня заградительный утильсбор будет введен, то на всем Дальнем Востоке (в частности, в Приморье) могут быть большие проблемы на региональных и федеральных выборах в 2026 году – в Госдуму и в Заксобрание края. На волне протеста против утильсбора можно получить совершенно неожиданные результаты через год. Поэтому, если бы я был советником в администрации края, я бы рекомендовал разрешить митинги сейчас, чтобы показать федеральному центру, насколько серьезно эта проблема стоит в регионе.
Руководитель социологической компании Russian Field Артемий Введенский:
– Протест на Дальнем Востоке – это не только реакция местного бизнеса, но и маркер общей тревоги. Владивосток давно стал символом доступных иномарок, поэтому именно там возмущение вспыхнуло первым. Но проблема не локальная, протестные настроения могут распространиться фрагментарно: в автосообществах, среди предпринимателей, в городах с активным рынком импорта авто. Ведь для многих россиян машина – это не роскошь, а необходимость, особенно вне Москвы и Петербурга. Резкое повышение утильсбора воспринимается как удорожание доступа к базовой инфраструктуре жизни.
Что касается возможной отмены или корректировки решения правительства – сигналы протеста в последние годы редко приводили к откату решений. Но возможен сценарий, когда часть категорий выведут из-под удорожания – например, для отдельных групп населения.
Политолог Алина Жестовская:
– Понятно, что во Владивостоке митингующие – это в основном люди, которые не для себя эти машины берут, а перепродают. Нюанс в том, что в Приморье существует развитая индустрия мелких предпринимателей. И в этом году на них сваливается то информация о повышении НДС до 22%, то о новых правилах утильсбора, который, безусловно, ставит под угрозу их маленький бизнес, обусловленный спецификой региона.
Новые правила не приведут к росту популярности отечественных автомобилей. Единственное, что, наверное, могло бы вытянуть российский автопром, – колоссальные скидки, чтобы машины были доступны всем и каждому, до 500–600 тыс. за приличный кроссовер. Тогда бы у людей был аргумент, почему они хотят покупать отечественное. А так все мы понимаем: любое повышение – это в итоге рост цен для нас как для финальных потребителей.