Реформа системы ОМС: по какому пути пойдут регионы?

/

Законопроект поправок к ФЗ-326 «Об обязательном медицинском страховании» внесен в Госдуму. Губернаторам предоставляется право передавать функции страховых медицинских организаций территориальным фондам обязательного медицинского страхования (ТФОМС). То есть, по сути, страховые компании исключаются из системы медстрахования. Выступающие против проекта страховщики считают, что это неизбежно приведет к ликвидации независимого контроля качества медпомощи. В Минздраве уверены, что инициатива предоставит пациентам дополнительные механизмы защиты.

Заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный

– Недовольство страховых компаний понятно. За простое посредничество они получают 30–35 млрд рублей в год. Два года назад страховые компании были исключены из системы финансирования и контроля для федеральных медицинских учреждений. Никакого провала не произошло. У меня нет таких опасений, потому что федеральные учреждения уже работают без страховых компаний как посредников на новых территориях. А роль страховщиков в оценке качества, на мой взгляд, сильно преувеличена. К большому сожалению, они не стали настоящими защитниками или проводниками интересов застрахованных лиц, а просто собирали свой процент за ведение дела и за штрафы, за формальные придирки к медицинской документации. Никакой их особой роли в контроле качества нет.

Директор Центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков:

– Если на этом регион, условно говоря, сможет заработать, к примеру получив какие-то средства из бюджета, то для губернаторов это хороший ресурс. Но есть субъекты, где малочисленное население, оно разбросано, необходимо вложение больших средств, и там проще передать или оставить этот функционал за местными страховыми компаниями, причем нередко связанными с каким-то крупным местным бизнесом. Поэтому допускаю, что будет определенная разбивка по регионам. Условно говоря, регионы Сибири, Дальнего Востока могут столкнуться со вторым типом организации. А от Москвы до юга России, где много людей, – там, наверное, попробуют эти функции передать ТФОМС.

Депутат Госдумы Бийсултан Хамзаев:

– Вы же знаете важное правило бизнеса: везде, где есть посредники, дороже. При этом абсолютно не факт, что если между вами и услугой стоит посредник, то она качественнее. Я нередко сталкиваюсь со случаями, когда страховые компании под надуманным предлогом затягивают с разными выплатами, в том числе, кстати, по выплатам и участникам специальной военной операции. Мы на каждую такую ситуацию реагируем в ручном режиме. Здесь я бы в первую очередь говорил о качестве услуг для потребителей, чтобы людям стало удобнее, быстрее, чтобы это было достаточно выгодно и, конечно, был контроль.

Политолог Алина Жестовская:

– Лично я не поддерживаю инициативу Минздрава. Нужно исходить из позиции пользы для пациента. К сожалению, все, что у нас находится на уровне региона, – оно очень тесно связано, там все друг друга знают очень хорошо и очень плотно дружат. Фонд ОМС, если мы говорим о существующем формате, – это когда ты можешь позвонить на горячую линию в Москву и пожаловаться, что тебя не принимает врач, тебе не выдают талончик к специалисту, не выдаются лекарства – не оказываются гарантированные тебе этим фондом обязательства. И это был действительно эффективный способ решения проблем пациентов. Как только это все спустится на региональный уровень, тут же региональные отделения начнут еще глубже входить в положение местного Минздрава. И функция жесткого контроля пропадет.

Следующая ступень – это финансовый вопрос. Есть регионы (к примеру, на Урале), где очень плотно и тесно связаны крупнейшие страховые компании с чиновниками и администрацией. Там эта система и так косвенно работает, им эта автономность будет только на руку. А те субъекты, где невозможно закрыть потребности фонда за счет своих ресурсов, сохранят существующие условия.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: