Регионам пора действовать: как спасти АПК от кадрового голода?
Агропромышленный комплекс проигрывает другим отраслями в привлечении работников, заявила недавно глава Минсельхоза Оксана Лут. По ее словам, из агропрома каждый год выбывает около 150 тыс. человек – в большей степени из-за возраста.
Заместитель руководителя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Максим Синельников:
– Кадровая проблема, допустим, для животноводства связана со старением специалистов в ветеринарии. Мало кто хочет после вуза идти работать с животными в поле. Условия сложные. А конкурентным рынком является уход за собачками, кошечками и т. д. В данном случае, конечно, доходы играют роль и условия жизни. Подъемные для фельдшерских пунктов и для молодежи, которая идет работать на село, должны быть распространены (как программы) и на ветеринарных работников, потому что животноводство растет, служба не успевает развиваться.
Если говорить про агроклассы в регионах, то у нас попытка все обезопасить и улучшить привела к тому, что в сельских школах детей не пускают к животным, потому что это риски для преподавательского состава, для директоров. Надо просто убирать эти барьеры и заниматься организацией. Возить детей на предприятия АПК никому не запрещается. Вопрос в том, что никто этим не хочет заниматься: это ответственность. И вот ее надо повышать.
Председатель комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов:
– Труженика агропромышленного комплекса надо поднять на должную высоту. И я говорю не о зарплате (это само собой – бесплатно никто работать не будет), я говорю об идеологии, об отношении. Не продуманы были экономические реформы – 29 тыс. колхозов и совхозов пропали за 30 лет. Все время толковали: придет хозяин, придет инвестор – единицы дошли и что-то сделали. Это касается и реформы образования, кто и кого учит в сельской местности. Ведь к этому надо прививать любовь. И если говорить о кадрах, то надо понимать, как искать, кого искать, на какие условия они согласятся, и это опять не про деньги.
Кадровый эксперт, владелец агентства «Трудовые резервы» Илья Варакин:
– У нас частные фермеры так и не научились зарабатывать достаточно денег. Если бы была какая-то экономическая модель, позволяющая это делать эффективно, то, я думаю, большое количество предпринимателей обратили бы на это внимание. Основным скупщиком сельхозпродукции являются сети и промпредприятия. Фермеры не могут сильно разойтись, даже когда урожай хороший. Не существует ресурса. Можно было бы создать какой-то маркетплейс, куда можно выкладывать примеры своей продукции. Например, городской житель хочет получить фермерскую продукцию – и он знает, что она будет условно в августе, сентябре, октябре. Человек заранее с фермером договаривается о поставке через такое приложение, и тогда у фермера уже есть готовый объем заказа с точной датой и, может быть, даже предоплатой. Нужна такая онлайн-агроярмарка.
Гендиректор акционерного общества «Истринская сыроварня», председатель совета Ассоциации сельскохозяйственных товаропроизводителей «Народный фермер» Олег Сирота:
– Главная причина нежелания молодых людей работать в АПК – разрыв в уровне жизни между селом и городом. Отсутствие необходимой инфраструктуры, отсутствие школ, которые конкурировали бы с городскими по уровню образования. Я сам заканчивал сельскую малокомплектную школу и знаю, о чем речь. Школьник в сельском классе поставлен заведомо в невыгодное положение перед городскими ребятами, в частности в контексте ЕГЭ. И получается, что тот, кто реально может и хочет, – он не поступает. При этом уровень зарплат в АПК сейчас весьма достойный, он догоняет крупные городские предприятия. Конечно, доход не равно уровень жизни на селе, но это есть. А вот сопутствующие факторы, важные для молодежи, – с этим надо работать.