Понятие «тунеядство» архаично и требует уточнения
Региональные власти поддержали законопроект, устанавливающий уголовную ответственность за уклонение от трудоустройства более шести месяцев, назвав эту меру «своевременной и актуальной».
Проект поправок в федеральное законодательство, возрождающий существовавшее в Советском Союзе наказание за тунеядство, был разработан депутатом заксобрания Санкт-Петербурга Андреем Анохиным. Губернаторы Севастополя, республик Тыва, Адыгея, Марий Эл полностью одобряют действующую редакцию документа. Некоторые регионы предлагают учесть отдельные замечания — например, расширить категорию лиц, на которых закон о тунеядстве не будет распространяться, предусмотреть переходный период и организовать широкое обсуждение с научным сообществом.
В то же время федеральные министерства настаивают, что наказание за тунеядство противоречит как действующей Конституции РФ, так и международным актам.
Дмитрий Ежов:
— Сама инициатива введения ответственности за тунеядство, на первый взгляд, может показаться интересной. В то же время, есть две причины, по которым ее практическая реализация в предложенном виде оказывается затруднительной.
Во-первых, введение ответственности за тунеядство запрещена российскими конституционными нормами. Как известно, в Конституции РФ фигурирует право на труд, а не обязанность.
Во-вторых, в современных условиях понятие "тунеядство", как и критерии соответствующего явления, должны быть очень четко конкретизированы ввиду их имеющейся многозначности и архаичности самого термина.
Принимая во внимание актуальную ситуацию на рынке труда, существует реальный риск попадания в категорию "тунеядцев" лиц, занимающихся активным поиском работы. Тем не менее, выработка новых подходов к регулированию занятости населения необходима. Возможно, этот вопрос стоит проработать более детально, обратившись, например, к опыту Республики Беларусь, где весной 2015 года был одобрен декрет "О предупреждении социального иждивенчества".