Губернаторы, чьи результаты на выборах оказались ниже на фоне остальных, столкнутся с рядом вызовов


По итогам губернаторских выборах в 2025 году в числе показавших наименьшие результаты оказались глава Иркутской области Игорь Кобзев (60,79%) и врио губернатора Свердловской области Денис Паслер (61,3%) – в этих регионах результаты близки к прогнозу АПЭК. Врио губернатора Новгородской области Александр Дронов набрал 62,19%, глава Камчатского края Владимир Солодов – 62,97%.

Иркутская, Свердловская, Новгородская области и Камчатский край прогнозировались как наиболее проблемные. Иркутская область позиционировалась как регион, в котором возможен второй тур, потому что в выборах принимали участие действующий губернатор Игорь Кобзев и предыдущий – Сергей Левченко (руководил регионом с 2015 по 2019 год. – РК). Кампания Левченко не смогла набрать обороты и получить возможность претендовать на второй тур.

В Свердловской области также прогнозировался второй тур, если кампания врио губернатора Дениса Паслера не наберет обороты. Но его результаты все-таки выше, чем ожидались. Дополнительным фактором стало то, что Паслер перешел из Оренбургской области после катаклизма, где он проявил себя не очень хорошим коммуникатором с населением. В Оренбургской области его рейтинги упали, он перешел в Свердловскую область, пытался вести кампанию с акцентом на специальную военную операцию. Эта тема на Урале важна, но не доминирует, поэтому политтехнологически не удалось получить более высокий результат, просто охватив ряд волнующих проблем.

На Камчатке причиной падения рейтингов, возможно, стала некоторая усталость населения от губернатора Владимира Солодова, идущего на второй срок, которая совпала с природными катаклизмами – землетрясением. Видимо, многие были не очень довольны тем, как нынешнее руководство региона действовало в сложившейся ситуации.

Новгородская область традиционно отличается достаточным скептицизмом со стороны избирателей к выборам: явка и результаты невысокие. Регион довольно депрессивный, чтобы решить эту проблему, нужно действовать более кардинально.

Что касается угроз для этих губернаторов после вступления в должность, то это те риски, которые бывают у глав, не сумевших в ходе выборов убедительно подтвердить свой мандат доверия. Административно они выиграли выборы при достаточно зачищенном поле. Теперь надо работать. У всех обозначенных руководителей будут свои проблемы. Угрозы природного характера часто становятся бедой для губернаторов, при низких рейтингах Солодову придется гораздо больше включаться в прогнозирование и борьбу с рисками. Паслеру предстоит достаточно сложное выстраивание отношений с уральскими элитами. С одной стороны, он работает в интересах полпредства и президента. Многие считают, что его задача – зачистка чересчур самостоятельных уральских элит. С другой стороны, ему придется с ними сосуществовать. Низкие рейтинги подорвут его авторитет, все будут считать, что выборы выиграны «на грани» и губернатор не обладает нужной поддержкой в народе, а его сила держится на административном ресурсе. Что касается Кобзева, то второй срок тоже будет непростым: уровень поддержки невысокий, была масса конфликтов, к выборам их удалось снять, но дальше придется взаимодействовать с элитами в лице энергетиков, с коммунистами, которые не стали разворачивать серьезную кампанию, но чуть не выиграли выборы мэра Иркутского района – и пришлось снимать кандидата. Таких конфликтов, видимо, у Кобзева будет еще много. Что касается Дронова – регион спокойный, но достаточно сильные позиции у коммунистов. На всех других выборах рейтинг Дронова тоже будет сказываться: все будут понимать, что губернатор не может выступать политическим паровозом.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: