Ввести единый преференциальный режим на Дальнем Востоке будет сложнее, чем в Арктике
![Президент РФ Владимир Путин поддержал идею введения единого преференциального режима для бизнеса на Дальнем Востоке и в Арктике. «Единую суперТОР» поручено запустить с 2027 года. На ДВ уже создано 18 зон особого развития. Если говорить о преференциальных режимах, то по-прежнему продолжается поиск их формата. И наверное, этот поиск не будет заканчиваться, поскольку времена меняются, как и требования для предпринимателей и инвесторов. Инициатива президента России о создании на Дальнем Востоке единого преференциального режима до этого уже обсуждалась, но, видимо, в какой-то момент она […]](https://regcomment.ru/wp-content/uploads/2013/02/Klimanov-360x325.jpg)
Президент РФ Владимир Путин поддержал идею введения единого преференциального режима для бизнеса на Дальнем Востоке и в Арктике. «Единую суперТОР» поручено запустить с 2027 года. На ДВ уже создано 18 зон особого развития.
Если говорить о преференциальных режимах, то по-прежнему продолжается поиск их формата. И наверное, этот поиск не будет заканчиваться, поскольку времена меняются, как и требования для предпринимателей и инвесторов. Инициатива президента России о создании на Дальнем Востоке единого преференциального режима до этого уже обсуждалась, но, видимо, в какой-то момент она должна найти практическое воплощение. Напомню, что такой режим действует сейчас для Арктической зоны Российской Федерации, поэтому проработка механизма для ДВ может носить, скорее, технический характер. При этом сложностей его введения для Дальнего Востока, мне кажется, будет больше, чем для всей Арктической зоны. Дело в том, что сейчас в регионах ДВ существует огромный спектр различных преференциальных режимов – и суперлиберальный на Курильских островах, и особая экономическая зона в Магаданской области, и режим свободного порта Владивосток, и специальный административный район на острове Русский, и инновационный центр там же. Их более десятка сейчас. Действует режим региональных инвестиционных проектов, определенный отдельными статьями Налогового кодекса для предприятий ряда секторов экономики.
Такое широкое пересечение существующих преференциальных режимов уже создает сложности в их едином понимании, поскольку для каждого случая действует свой набор льгот, есть свои ограничения для участия предприятий тех или иных отраслей или того или иного объема. Сшить все воедино будет достаточно тяжело, поэтому действительно продолжается поиск того, как завлечь инвесторов и предпринимателей для осуществления хозяйственной деятельности в регионах Дальнего Востока. Напомню, что президент еще упомянул о возможности формирования международных территорий, которые соседствуют прежде всего с Китаем.
Сама идея нацелена на инвесторов и предпринимателей, которые приходят в ДФО и создают рабочие места за счет ведения хозяйственной деятельности. Они осуществляют платежи в бюджеты разных уровней, пусть и с теми льготами, которые подобные режимы предоставляют. И именно в этом заключается задача. То есть нельзя, например, на одну чашу весов ставить программы в рамках дальневосточной ипотеки или дальневосточного гектара, которые нацелены на прямую работу с гражданами, а на другую чашу – создание или расширение преференциальных режимов, которые нацелены на хозяйствующие субъекты, а не на граждан. При этом без привлечения людей реализация инвестпроектов будет сомнительна во многих случаях. Но и без создания рабочих мест, возникновения тех или иных производств, наличия жителей на данной территории тоже возникают вопросы.
