Целевое обучение для всех бюджетников в медвузах поможет решить кадровую проблему, но некоторым регионам будет сложнее
Минздрав РФ выступил с инициативой о том, что все бюджетные места по программам высшего медицинского образования будут целевыми. Выпускники будут обязаны три года отработать по специальности под руководством наставника, причем в организации, которая указана в договоре о целевом обучении или участвует в программе государственных гарантий оказания бесплатной медпомощи. За нарушение условий договора выпускники должны будут возместить затраты на свое обучение в трехкратном размере.
Целевой набор в нашей стране должен был полноценно обеспечивать кадрами учреждения и здравоохранения, и образования, и др. Но работал он все эти годы безобразно. Нередко получалось, что на выходе специалисты отказывались выполнять взятые на себя обязательства. Грубо говоря, они занимали чужое место – либо готовы были уплатить штраф, либо использовали другие уловки для того, чтобы избежать выполнения взятых в соответствии с подписанным договором обязательств. Скрывать не будем, очень часто поступали знакомые, родственники, близкие местных чиновников, известных людей в соответствующем регионе. В итоге страдали пациенты, страдали граждане.
Я вообще выходил с радикальным предложением не выдавать диплом целевикам, пока они не отработают свое, подчеркиваю, бесплатное образование. Второе предложение, которое мы направили в правительство, – запретить работать в коммерческой медицине без наличия соответствующего стажа в государственных и муниципальных учреждениях. Пока мы не получили заключение, мы не внесли эту инициативу в Госдуму.
То, что предложил Минздрав, в целом правильно. Если государство обеспечивает получение бесплатного образования, а прежде всего нам нужно сейчас решить кадровую проблему, при этом ты это понимаешь, то ты берешь на себя определенные обязательства. Если ты не хочешь брать на себя обязательства, но одновременно готов платить за свое образование, то это другой вопрос – у тебя есть возможность выбора.
Что касается трех лет той самой отработки под руководством наставника. Я считаю, для того, чтобы запустить программу выхода из кризиса, этого достаточно. Одновременно нужно понимать, что человек будет готов взять на себя обязательства. Ведь обязательно кто-то продолжит получать образование и окажется готов уплатить штраф, избегая той самой отработки, понимая, что в коммерческих структурах он частично свои затраты покроет. И конечно, без решенных социально-бытовых вопросов процесс может затормозиться. Не надо путать работу в московских учреждениях здравоохранения и где-нибудь в сельской местности или в регионах с низким уровнем экономики.
Сегодня система целевого набора работает через электронную платформу. Никто насильно не заставляет идти и подписывать трехстороннее соглашение. Вы смотрите, какие есть предложения, и выбираете с пониманием того, готовы ли взять на себя обязательства и их реализовать.
Для примера возьмем Чукотку. Здесь большие кадровые проблемы – в частности, в образовании и здравоохранении. Здесь тысячи вакансий. А на бирже труда – 120 человек, и далеко не все они соответствуют требованиям. Надо понимать, что одно дело – получить образование и остаться работать в Подмосковье, а другое – приехать в удаленный регион, где у тебя не решены социально-бытовые вопросы, и обязательства выполнять. Поэтому и нужно комплексно смотреть, как это будет работать, особенно в тех субъектах, где есть определенные экономические и логистические трудности.