Если ситуация в Саратовской области не выправится, то третья встреча президента с Бусаргиным может не состояться
Владимир Путин обсудил в Кремле с губернатором Романом Бусаргиным социально-экономическое развитие Саратовской области. В частности, президент обратил внимание на снижение объемов строительства и производства сельхозпродукции в регионе. В прошлый раз Путин встречался с Бусаргиным в июле 2023 года.
Встреча президента с саратовским губернатором вызывает двойственное отношение. С одной стороны, сама по себе такая встреча всегда положительно оценивается, дает возможность в ближайший год спокойно работать и, может быть, получить дополнительное финансирование, которое губернаторы просят. С другой стороны, публичная часть разговора Путина с Бусаргиным вызывает вопросы.
Неслучайно при всем позитиве президент по двум моментам сделал критические замечания, предупредив тем самым Бусаргина, что если эти проблемы не будут решены, то вопрос может быть поставлен уже по-другому.
Отвечая на замечания президента о снижении объемов строительства и производства сельхозпродукции, Роман Бусаргин «поплыл». Падение в строительстве он связал с «ипотечными проблемами». Они действительно в стране есть в связи с высокой ключевой ставкой, но это не значит, что у всех должны падать темпы строительства жилья. По поводу сельского хозяйства он сослался на весенние заморозки. И это все очень спорные утверждения, тем более что у президента есть полная информация о ситуации в регионе.
Бусаргин обещал все обозначенные проблемы решить, но как именно – непонятно. При чем тут заморозки, если проблемы в животноводстве? Проблемы с сельским хозяйством в регионе серьезные. Для федерального центра Саратовская область всегда была прежде всего аграрным регионом, а уже затем промышленным. Аграрное лобби контролирует регион, и горожане пострадали в этой конкурентной борьбе за власть. Так сложилась система управления, что за сельское хозяйство в регионе отвечает областная власть. Поэтому вопросы по сельскому хозяйству задаются губернатору, а не предприятиям или фермеру. В сельском хозяйстве региона бардак, люди бегут из региона, поэтому не хватает кадров, чтобы провести любые серьезные реформы. Не хватает людей, и очень слабые управленческие компетенции. Поэтому даже не представляю, что тут может сделать Бусаргин для решения проблем в сельском хозяйстве.
Если говорить о строительной сфере, то жесткая монополизация строительного рынка, которая проводится в регионе, дает такие результаты. Задушили неплохой строительный сектор в Саратове, на коне осталась одна монополистическая линия. Естественно, будет падение. Где взять инвестиции в строительство, если толком никого не пускают? Можно запустить москвичей, чтобы они зарабатывали. Это не решит проблему. Хотя на статистике, возможно, и скажется.
На мой взгляд, было достаточно скептическое отношение президента. Понятно, что регион – «володинский», и кадры меняются Володиным. Но президент проверяет, не нужно ли своевременно кого-то заменить. И вот эти вопросы, что были заданы главой государства, – они тестовые. Если к 2026 году ситуация в Саратовской области не выправится, то третья встреча президента с Романом Бусаргиным может не состояться.