Участие парламентских партий в выборах губернаторов не дает сверхконкуренции
Заканчивается выдвижение кандидатов на губернаторские выборы — последние заявления от них принимает избирком Кемеровской области, сообщил «Коммерсант». Кандидатов на 21 губернаторский пост выдвинули 28 российских партий (в прошлом году — 24). Больше всего кандидатов, от 12 партий, выдвинуто в Чувашии, меньше всего — в Татарстане, где в выборах поучаствуют только четыре парламентские партии.
Игорь Бунин:
— На губернаторских выборах многие парламентские партии просто заключают соглашение с губернатором, образуют коалиции, обещают не препятствовать в переизбрании, не мешать. Поэтому сейчас не нужны настоящие конкуренты, а нужны просто люди, которые показывали бы в той или иной форме, что есть участие, что они участвуют, что "Справедливая Россия" участвует, что КПРФ участвует, что ЛДПР участвует. Вот и все. Поэтому не нужно выдвигать реальных конкурентов человеку, который в любом случае будет избран.
Парламентские партии при этом должны участвовать в выборах — есть некое такое правило, которая администрация президента озвучивала: все партии должны участвовать в выборах. Но это участие в любом случае не трансформируется в сверхконкуренцию — скорее, в такой референдум, в котором есть все партии и все проверяют свои силы. Поскольку у нас сейчас скорее всего не доминантная партия в России, а коалиция партий, существует много договоренностей: кто-то становится членом Совета Федерации, отказавшись от участия в выборах, кто-то еще кем-то становится. Просто раньше была система доминантной партии, при которой малые партии должны были конкурировать, сейчас это система доминантной партии с коалицией большинства, поэтому больше договоренностей, больше раздела имущества.
Непарламентские партии не выдвигают статусных кандидатов — но кто им даст? Для того, чтобы в этом участвовать, человеку надо реально надеяться, что он изберется, а поскольку шансов таких не очень много, зачем статусным фигурам участвовать в таких выборах? Это бессмысленная трата времени и денег. С другой стороны, это такая логичная вещь, потому что в любом случае нам надо пройти этап становления политического класса, от которого ничего не осталось в нулевые годы, потому что всех назначали. И, возможно, участие не очень важных людей в этих выборах поможет создать хотя бы зачатки этого политического класса.