Не хотелось бы, чтобы патриотизм начинался и заканчивался только исполнением гимна в школах
Губернатор Саратовской области Валерий Радаев задумал инициировать создание всероссийской патриотической организации. Об этом он заявил на выездном заседании правления федеральной общественной организации семей погибших защитников Отечества.
«Видя и понимая, насколько празднование юбилея Победы сплотило общество, разные поколения, считаю необходимым пронести этот настрой до следующего юбилея 75-летия Победы. Мы готовы выступить с инициативой создания общероссийского общественного движения «Наследники Победы», — заверил глава региона.
В Бурятии в первом чтении уже принят «Об отдельных вопросах патриотического воспитания граждан». С инициативой принятия подобного закона выступила депутат Народного Хурала Татьяна Берлина. «Люди должны любить свою Родину, восхищаться своей Родиной. Если мы об этом будем говорить, действовать через наши общественные организации, семью, школу мы сможем сделать так, чтобы молодые не уезжали из Бурятии», — сформулировала задачи закона Татьяна Берлина.
Во Владимирской области депутаты вернулись к рассмотрению проекта областного закона о патриотическом воспитании (он ранее был принят в первом чтении). Парламентарии внесут изменения в закон «Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Владимирской области», также ранее принятый в первом чтении.
Роман Евстифеев:
— Безусловно, патриотизм и патриотическое воспитание – важные элементы современного государства. Однако, это не означает, что само государство в лице своих представителей и должно определять цели и механизмы развития этих процессов.
Не хотелось бы, чтобы патриотизм начинался и заканчивался только исполнением гимна в школах, вузах, на предприятиях. Такое публичное проявление своего патриотизма, часто вынужденное и конформистское, не имеет ничего общего с настоящей любовью к Родине. Да, конечно, внешне проявленный патриотизм легко заметить и оценить, проконтролировать и учесть, но зачастую это лишенный сущности патриотизм. Для чиновников он удобен и легок в достижении, им хорошо отчитываться и так далее. Для общества и граждан он бесполезен, а детьми и молодежью, зачастую, воспринимается как нечто навязанное, ненужное и неискреннее.
Полагаю, что без участия граждан в целеполагании и разработке форм и методов патриотического воспитания выбор ценностей будет навязанным, тенденциозным и обусловленным интересами доминирующей в обществе политической силы.
Вместе с тем, патриотизм и патриотическое воспитание могли бы стать важной «точкой сборки» для местных сообществ, лидеров общественного мнения, политиков, детей и родителей. Но для этого нужна широкая общественная дискуссия, конкурентная среда и политический выбор. Что неминуемо повлечет за собой усиление политической активности граждан и неоправданные риски и издержки для тех, кто уже обладает властью и ресурсами. Но другого пути нет.
Развитие патриотических чувств без развития в стране большего равенства, без снижения социальных разрывов, без развития экономических возможностей для всех слое населения – означает выхолащивание патриотизма, лишает его актуального содержания и, в итоге, превращает патриотизм в нечто лицемерное и фальшивое. Люди, а особенно молодежь, это очень хорошо чувствуют и понимают.