Как учат чиновников: российская реальность и французский опыт
Президент России Владимир Путин поручил создать Центр обмена лучшими практиками госуправления и формирования инвестклимата в регионах на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), соответствующий документ появился по итогам Петербургского экономического форума. Исполнить поручение правительство РФ и Агентство стратегических инициатив (АСИ) обязаны к 1 сентября.
Учиться в центре будут чиновники регионов и территориальных управлений федеральных органов, а также сотрудники естественных монополий. РАНХиГС разрабатывает три варианта программ. Первый – обучение чиновников высшей ступени: губернаторов, их замов и руководителей территориальных федеральных органов. Второй – министров, их замов и руководителей территориальных структур монополий. Третий – вплоть до начальников отделов. Обучение губернаторов академия предлагает сделать модульным – по 3–5 дней раз в 1–2 месяца в течение полугода.
Игорь Бунин:
— Пусть чиновники учатся, узнают новое, я ничего против этого не имею. Но я бы скорее создал что-то типа Национальной административной школы во Франции, где для того, чтобы сделать административную карьеру, нужно поступить в эту школу. Причем поступление очень сложное, с огромным конкурсом, и возможно оно только после высшего образования. Но после того, как ты ее заканчиваешь, обучаясь три года, в зависимости от балла получаешь определенное место.
Есть лучшие места, есть худшие места. Если ты внизу списка, ты получаешь худшие места. А если вверху, то на лучшие места – в дипломатический корпус, префектуру, счетную палату, финансовую инспекцию — ты идешь первым. И дальше твоя карьера идет без особых сложностей. Но только если ты отличник и в числе первых, там очень жесткая иерархия.
Эта реформа была проведена в 1945 году во Франции и изменила административную систему страны, которая раньше была очень хаотичной, набирала кого угодно, допускала большие объемы коррупции, келейности, корпоративности. После этого она стала универсалистской и одной из самых лучших в мире. То, что сейчас предлагается в России, тоже необходимо, но такая система не заставляет сдавать экзамены, не меняет статус чиновников.
Недаром во Франции есть такое слово «мандаринат». Потому что в Китае существовала точно такая же система. Если Вы помните, китайский император лично принимал экзамены у самых лучших учеников, лично ставил оценку. Если ты получил хорошую оценку, то становился «мандарином», и тебе была обеспечена карьера.
Поэтому и во Франции мандаринами называют людей способных, прошедших через испытания. Это люди, способные заниматься любой проблемой, поскольку самое главное – это системный подход. У нас трагедия заключается в отсутствии системного подхода. Это тоже, конечно, неплохо, если в нашем новом центре чиновников чему-то обучат, но это, скорее, чтобы лоску придать. Чтобы они цитировали что-то лучше, знали больше, может быть, лучше говорили и писали по-русски.
А во Франции после реформы 1945 года был запущен процесс реального воспитания элиты. Там была очень жесткая система отбора. Например, в 1946 году племянник Де Голля не смог поступить, потому что он плохо сдал экзамен в Национальную административную школу. В нашей «Вышке» похожая система – там тоже достаточно сложно получить блатной балл.
Я выступаю за то, чтобы в России была организована система, при которой после высшего образования для того, чтобы стать чиновником высшего уровня, человек должен стать «мандарином» — закончить аналогичную школу, получив без взяток высокие оценки. А сейчас, к сожалению, многие назначения происходят по принципу «из грязи в князи».