Креативная экономика в регионах: от индивидуальной стратегии до прибыли
До конца года 70 регионов начнут внедрять стандарты развития креативной экономики и создавать инфраструктуру, заявил президент РФ Владимир Путин. Он поручил правительству подготовить долгосрочную стратегию развития отрасли и «подумать о запуске федерального проекта».
Председатель Общественной палаты Москвы Вадим Ковалев:
– Креативные индустрии, кажется, окончательно перестали восприниматься в качестве «вишенки на торте». Теперь они – важная составляющая роста экономики.
Регионы все сильнее конкурируют за туристов, и эта конкуренция – если ты не регион с морем – строится вокруг впечатлений: хороших отелей и работающего транспорта уже мало, нужны рестораны, стильные сувениры и авторские экскурсии. Все это – вопросы комплексного развития территорий, а значит на местном уровне должны существовать институты развития: наделенные «мандатом», но легкие на подъем и открытые новому.
Ведущий научный сотрудник Центра стратегических исследований, доцент кафедры Экономической и финансовой стратегии МГУ имени М.В.Ломоносова, к.э.н. Анна Хворостяная:
– Во многих регионах отсутствуют базовые документы, связанные со стратегическим развитием креативной экономики. В первую очередь должна быть стратегия, которая позволяет мобилизовывать ограниченные ресурсы и формировать потенциал творческих единиц. Во-вторых, отсутствует полная система стратегического управления: нет инструментов поддержки, какого-либо представителя-лидера, который занимается выстраиванием инфраструктуры для развития.
Каждому региону необходимо провести серьезный анализ и понять, в чем его конкурентные преимущества. Где-то осталась база со времен Советского Союза, которую можно модернизировать и использовать как плацдарм для развития творческих индустрий. Где-то – центр образования или центр компетенций уникальных специалистов. Необходимо все проанализировать и уже отсюда органам власти формировать собственную, индивидуальную дорожную карту поддержки.
Политолог, автор Telegram-канала «Эксперт по Госдуме» Павел Склянчук:
– В вопросе креативной экономики главное слово – это экономика. И не стоит считать, что развитие этого сектора в регионах будет легким. Любое начинание с деятельности, которая подпадает под определение креативной – будь то кинопроизводство или дизайн одежды, – требует окупаемости, прибыли, бизнес-плана. Если государство вкладывается в эти стартапы, оно должно понимать, какая будет отдача от бюджетных вложений.
Сегодня регионам, если им необходимо принять какие-то управленческие решения, все это можно оформить через подведомственную структуру, как это сделано на федеральном уровне. Создано АНО «Креативная экономика», которое подчиняется правительству, так же можно сделать и в субъектах. Сейчас Минэкономразвития в соответствии с законом о креативной экономике пытается как-то вписать новую деятельность в ОКВЭДы – что называется «ощупать слона». После этого уже будут какие-то изменения.
Политтехнолог Анна Федорова:
– В первую очередь нужно ставить вопрос: откуда мы возьмем в каждом субъекте Федерации людей, которые могут быть драйверами развития креативных индустрий? Есть ощущение, что вряд ли мы их найдем на государственной службе, ведь скорее всего они занимаются чем-то совершенно другим. К тому же, специфика региона совершенно разная в каждом случае: где-то взлетает IT, где-то кино и прочее.
Мне кажется, имеет смысл начинать с честного ответа на вопрос, какие креативные индустрии и почему в нашем регионе могут взлететь. А после этого смотреть и искать людей, которые могут взять на себя нагрузку по развитию отрасли. В этом смысле стратегию самим писать не надо, не надо это поручать старшему специалисту в каком-нибудь департаменте вашего регионального правительства: то, что он или она напишет, не будет иметь отношение к реальности. Стратегию нужно писать как раз вместе с представителями этих индустрий.