У каждого региона должны быть свои образ, позиционирование и продвижение в креативной индустрии


До конца года 70 регионов начнут внедрять стандарты развития креативной экономики и создавать инфраструктуру, заявил президент России Владимир Путин. Он поручил правительству подготовить долгосрочную стратегию развития отрасли и «подумать о запуске федерального проекта». Региональные проекты и новые бизнес-модели обсудили на ПМЭФ под руководством гендиректора Президентского фонда культурных инициатив Романа Карманова.

Увлечение креативной экономикой – это, конечно, тренд последнего десятилетия. Не уверен, что это основная задача, которую на нынешнем этапе развития страны надо решать, но мы исходим из того, что президент и правительство решили, что это нужно, а законодательные органы одобрили федеральный закон. Доля креативной экономики в ВВП 4% – это пока не так много, но, скорее всего, доля будет расти и увлечение всей этой креативной индустрией будет нарастать. Сюда мы отнесем, наверное, все творческие процессы и все, что касается дизайна, IT-сферы.

В разрезе регионов картина еще более любопытная, потому что не все регионы одинаковы в динамике этого развития. Понятно, что если мы говорим о регионах, где преимущественно городское население, то там, конечно, роль креативной экономики выше. В сельских и промышленных районах это, собственно, не та проблема, которой уделяется достаточно внимания и которая дает какой-то эффект в бюджете субъекта. Так что, скорее всего, и подходы нужны разные к оценке и дальнейшему развитию. Не уверен, что в крупных промышленных гигантах или, например, в малонаселенной, живущей сельским хозяйством Республике Тыва необходимо большое внимание уделять развитию креатива. В Туве, конечно, туризм – перспективная отрасль, но там нет инфраструктуры, надо сначала решить вопросы гостиниц, дорог и всего прочего.

На стратегической сессии у Михаила Мишустина на этой неделе отметили, что три четверти выручки обеспечены пятью секторами: софт, реклама, гастрономия, исполнительские искусства и дизайн. То есть и реклама как элемент продвижения и культурной идентификации регионов – вещь хорошая. У каждого региона должны быть свой образ и свое позиционирование, продвижение – например, в туристической сфере, в плане каких-то собственных идентификаций, народных ремесел, национальных и культурных особенностей. При этом, безусловно, на одной хохломе или гжели (не хочу никого обидеть) мы вряд ли построим мощную экономику.

Я бы все равно закладывал в базис инвестиционный климат региона – все, что касается качества работы с инвестором, дальше неважно, приходит и инвестирует он, условно, в металлургию, строительство или в развитие креативных индустрий. С точки зрения культурной идентификации, развития туризма и прикладных ремесел это может быть очень полезно и интересно. Но если инвестору в принципе некомфортно работать в регионе, то он не будет вкладываться ни в строительство и девелопмент, ни в креативную экономику. Наверное, не очень правильно рассматривать только одну отрасль и развивать ее – взгляд должен быть комплексным, системным.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: