Из ЛДПР исключен один из самых ярких представителей партии – глава комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов. Причина, как заявили в партии, в нарушении Ниловым дисциплины и распространении им клеветы. Сам он готовится оспаривать решение в суде. В медиа констатируют очевидность кризиса в партии и отмечают, что конфликты в ЛДПР нарастают не только на федеральном, но и на региональных уровнях.

Переход лидерства в партии формально хоть и давно произошел, но это процесс непростой, он быстро не делается. Думаю, чистки начнутся и в региональных отделениях ЛДПР. Это естественно. Сменить регионального лидера – это не выход, а способ создать себе дополнительную проблему. Любой лидер партии должен выстроить свою вертикаль и свою команду, потому что политически он несет ответственность. Что касается ухода какой-либо значимой фигуры из партии, это тоже суть перехода партии от одного лидера к другому. Люди, ориентированные на уходящего человека, либо не останутся в партии вообще, либо сильно снизят активность. Зато команда нового лидера будет более монолитной.

В этом процессе есть и плюсы, и минусы. Если ты сокращаешь число узнаваемых политиков в своей партии, ты бьешь по ее электорату, потому что люди очень редко голосуют за партию и очень часто – за человека. С другой стороны, если оставляешь вокруг себя людей предыдущего лидера, то появляется опасность потерять лицо. Новый лидер может просто раствориться среди ставленников старого. Поэтому политика Слуцкого в какой-то степени вынужденная. Здесь может быть и другая тактика: всех объединить и сказать: «Давайте жить дружно». Но в этом тоже будут свои минусы, потому что представители разных групп любой партии, не только ЛДПР, конкурируют друг с другом. Слуцкий – молодой для федерального лидера партии, ему сложно тягаться с теми, кто много лет там сидит. Поэтому ему проще избавиться от человека, чем интегрировать его в свою команду.

Ярослав Нилов, думаю, тем и не угодил, что он сам за себя. У Слуцкого жесткие требования к команде: все должны безоговорочно признать лидера. А Нилов – человек старой школы, он был согласен с предыдущим лидером, но не согласен со многим, что творится вокруг. Он в некотором смысле самостоятельная фигура, за ним смотрели как за федеральной величиной, может быть, он вообще предполагал, что сам станет лидером партии (это только моя версия, не более того). Естественно, в партии не может быть двух лидеров.

Меняющийся курс партии обязательно скажется на предстоящих выборах. При смене курса всегда какая-то часть людей теряется, какая-то приобретается. Кто потеряется, примерно понятно: рассерженные патриоты. А кто появится на их месте, пока не просматривается. ЛДПР может перетянуть какую-то часть рассерженных людей из компартии, но оттуда, по-моему, уже перешли все, кто мог бы уйти из КПРФ в ЛДПР. Компартия охраняет свои закрома. Поэтому сейчас смена курса немного ослабит позиции ЛДПР. Не скажу, что сильно, потому что центральный костяк останется. Он будет не со Слуцким, при всем моем уважении, а с партией. Может, потом этот костяк станет и со Слуцким, когда он окончательно себя утвердит в качестве «духовного» лидера партии. Рассерженные патриоты могут уйти, потому что Слуцкий не Жириновский и не всегда может вымерить, сколько нужно хвалить, а сколько критиковать. А рассерженным патриотам нужен свисток от чайника, чтобы выпускать пар. При Жириновском партия была великолепным свистком. Слуцкий по своему стилю менее публичен. Пиар-активность, мне кажется, в последнее время у партии снизилась. Но, может, это только я ее не замечаю. Поэтому самые рассерженные уйдут. Раньше они как раз в ЛДПР организовывались. Правда, это значит, что их голоса исчезнут, потому что несистемные голоса сейчас очень легко теряются. В связи с этим ЛДПР может набрать примерно столько же голосов на предстоящих выборах в регионах, но в результате значительных усилий.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: