Владимирский пролог: доминирование «Единой России», «низкий старт» оппозиции
Владимирской области в этом сентябре предстоят большие муниципальные выборы. Основное внимание изначально приковано к региональной столице, т.к. только здесь выборы горсовета пройдут с использованием пропорциональной системы (18 мандатов – по партспискам, 17 – по округам). Соответственно, конкурентная составляющая будет наиболее выпуклой именно во Владимире. Прямые выборы главы состоятся лишь в Муроме (в соответствии с поправками в областное законодательство такая мера коснулась также Коврова и Гусь-Хрустального).
Уже без одной головы
Путь к выборам не обошёлся без «запланированных неожиданностей». «Хромой уткой» стал глава города Сергей Сахаров, который не участвовал в праймериз и потерял право баллотироваться от «Единой России». Ему остаётся досидеть до окончания срока полномочий и найти себе новую должность. Возможно, как он сам заявил, в исполнительной ветви власти. Устранение Сахарова признано победой компаньона по тандему, «сити-менеджера» Андрея Шохина. В принципе, и до этого Шохин переигрывал Сахарова, но всё же были моменты, когда была разноголосица, имелось пространство для выражения разных подходов. Теперь, предполагается, будет построена система управления городом, при которой мэр будет играть лишь номинальную роль руководителя депутатского корпуса, что вернёт ситуацию на круги своя. До 2011 года реализовывалась такая схема. За тем отличием, что тогда были прямые выборы градоначальника.
Состояние системной оппозиции
Следует отметить, что электоральная мозаика, которая выкладывается в начале кампании, восходит к расстановке сил, сформировавшейся в 2013 году.
После замены губернатора-члена КПРФ Николая Виноградова на единоросса Светлану Орлову оппозиционные партии потерпели сокрушительное поражение на выборах в Заксобрание. КПРФ лишилась относительно тепличных условий. «Эсеры» получили всего лишь утешительный мандат (6,96% голосов), потеряв статус ведущей политической структуры. Серьёзное ослабление положения КПРФ и «СР» также закреплено отменой пропорциональной системы во всех муниципалитетах, кроме Владимира.
Общая деморализация продолжает довлеть над оппозицией. Низкий старт имеет место и сейчас. КПРФ и «СР» научились действовать в новых условиях. Правда, это не означает, что они проанализировали причины неудач и, пробуя новые приёмы работы, достигли положительной динамики. Просто они стали плотнее согласовывать свои действия с администрациями области и города, ожидая ответных шагов благодарности. Доходило и до совместных публичных действий. Допустим, депутат горсовета от «Справедливой России» Альберт Русанен включился в борьбу против управляющих компаний, которые не устраивали муниципальную власть, и опального «коммунального» олигарха Александра Филиппова, руководящего региональной «Гражданской платформой». Фрондёрство же проскальзывает изредка. Например, 1 мая депутат Госдумы от КПРФ Виктор Паутов высказался против присутствия на Владимирщине большого числа «варягов», ратуя за «своих».
Сейчас системная оппозиция действует пассивно. Расхолаживает их надежда, граничащая с верой, что 2-3 мандата по «пропорционалке» им обеспечены в любом случае. Шумных кампаний нет, при этом традиционные формы общения с избирателями (разнос листовок, встречи по месту жительства, развешивание баннеров) присутствуют.
Своего рода новация осуществлена местными коммунистами. В общегородскую часть списка поместят лишь одного человека – первого секретаря обкома Анатолия Боброва. Больше ставить не на кого. Кандидатуру экс-губернатора даже не рассматривали, хотя в настоящее время он выполняет в региональной КПРФ роль своего рода гуру, но гуру несколько отстранённого и слишком уж много философствующего на партийных пленумах.
Либерал-демократы уже провели выдвижение. «Тройку» сделали во главе с Жириновским. Он уже вёл партию на выборы в ЗС два года назад. При этом в титульной части не оказалось действующего депутата Госдумы от ЛДПР Виталия Золочевского, делегированного от региона. «Эсеры», как всегда, сделают ставку на члена Совфеда Антона Белякова, единственную у них фигуру, обладающую высоким уровнем узнаваемости и хотя бы каким-то влиянием на электорат.
Активность малых партий
Сюрпризов, скорее, можно ожидать от партий, не представленных в Думе и региональном парламенте. Так, «Народ против коррупции» запустил акцию, направленную против «сити-менеджера», объявив, что для борьбы с ним собран 31 миллион рублей. Возможен креатив со стороны «Яблоко», которое выдвинет ряд беспартийных гражданских активистов, заметных в информационном пространстве. «Гражданская платформа» проявится, чтобы напомнить жителям о том, что есть те, кто не разделяет политики губернатора Светланы Орловой. Но её шансы на прохождение в горсовет малы, т.к. Александр Филиппов находится под судом, что создаёт предельно негативный фон вокруг него.
Для малых партий вызовом является сбор подписей избирателей. Необходимость выставления большого количества кандидатов в территориальных группах партсписка – проблема и для парламентских сил. Это задерживает процесс официального включения в предвыборную кампанию.
Уверенность «Единой России»
Что касается «Единой России», то она демонстрирует, что ей обеспечен успех. Партия не прибегает к выставлению авторитетных лидеров списка, не задействует губернатора или депутата Госдумы Григория Аникеева. «Тройка» состоит из Ирины Кирюхиной (главврач роддома, депутат Заксобрания, супруга директора Департамента здравоохранения обладминистрации), Елены Аксёновой (начальник Управления по делам молодёжи горадминистрации) и Николая Горохова (актёр театра драмы, деятель ОНФ, доверенное лицо Путина на выборах 2012 года). Единороссы подстраховались ещё на этапе праймериз. На них пошли лишь 7 из 23 действующих депутатов горсовета от «ЕР». С помощью такой меры были отсеяны те, кто мог подвести партию на выборах.
***
Четыре года назад выборы проводились с применением экзотической системы (7 мандатов – по спискам, 28 – по округам), что позволило «Единой России» доминировать. Несмотря на нынешнее расширение пропорционального компонента, пока речь идёт о том, что сохранить превалирование ей удастся. Оппозиционным партиям остаётся лишь бороться точечно.