Жителей Абзелиловского района Башкирии волнуют вопросы экологии, но это не выльется в волнения и протесты
Глава Башкортостана Радий Хабиров прокомментировал планы Русской медной компании по геологоразведке и возможной добыче меди и цинка на хребте Крыктытау в Абзелиловском районе. Он заявил, что предприятие получило лицензию, выданную федеральным ведомством, и планирует вложить 50 млрд рублей, создать современные рабочие места и платить налоги. Хабиров заверил, что ни озеру Якты-куль, ни рекам не будет нанесен урон, а также опроверг слухи о «срезании» хребта Крыктытау, потому что тот находится в пяти километрах от предполагаемой зоны работ.
Николай Евдокимов:
– Сейчас в Башкирии нет никаких волнений и выступлений по поводу геологических работ, как, например, были несколько лет назад в период первого срока руководства Радия Хабирова республикой. Понятно, что скрытое переживание есть, но оно не выражается в протестных формах. Любой протест нужно каким-то образом организовать, а сейчас в Башкирии нет субъектов, которые могли бы этим заняться. В республике протестная активность, как и по всей России, сведена к нулю, поэтому в социальных сетях, в разговорах друг с другом люди могут задаваться вопросами, но если мы говорим о протесте как о политическом действии, то для этого, безусловно, нет никаких оснований.
Я не могу сказать, какова технология добычи меди, поскольку не являюсь специалистом в этой сфере, но если мы говорим о каком-то потенциале социального недовольства, выраженного в разговорах на кухне, потому что другого варианта сейчас нет, то переживания людей связаны с экологической повесткой. Других проблем, которые могли бы поднять население, нет. Национальный вопрос уже купирован, а других исторически не было. Сейчас люди обсуждают, насколько предприятие, которое связано с добычей меди, обеспечивает экологическую безопасность и насколько весь процесс безвреден для местных жителей.
Поскольку эта тема присутствует в публичном поле, она не является табу. Мы знаем, что табуированные темы в информационное поле со стороны руководства республики и официальных лиц не попадают. Так что разъяснительная работа ведется. Периодически вопросы возникают, на них власти дают ответы. Другое дело, насколько эти ответы устраивают население. Но здесь у нас нет каких-то объективных данных, относительно которых мы могли бы убедительно говорить. Нужно знать результаты исследования общественного мнения, а я сомневаюсь, что такие исследования проводятся.