Совет Федерации сегодня утратил свою основную функцию
В Единый день голосования 13 сентября в более чем 20 регионах пройдут выборы губернаторов, а еще более чем в 10 – выборы депутатов заксобраний. Избранные главы регионов и представители региональных собраний смогут делегировать по одному новому представителю в Совет Федерации, однако это произойдет не во всех субъектах. Тем не менее, сенаторский корпус должен существенно обновиться.
Ожидается, что новые главы регионов приведут за собой 11 новых парламентариев (от Брянской, Калининградской, Пензенской, Смоленской, Сахалинской, Тамбовской, Калужской, Еврейской автономной областей, Республики Татарстан, Чувашской республики и Краснодарского края). Еще трех сенаторов, вероятно, предложат депутаты региональных парламентов в Рязанской, Челябинской областей, Республики Коми, пишут «Известия».
Юлий Нисневич:
— Надо, прежде всего, понять, какая сегодня роль у этой палаты вообще — Совета Федерации. В принципе ведь она считается одной из палат высшего законодательного органа страны. Если мы задумаемся о ее нынешнем положении, то мы поймем, что сегодня она, мягко говоря, никакой роли не играет. Если смотреть объективно, с точки зрения законодательного процесса, то роль Совета Федерации утеряна. Потому что когда придумывалась верхняя палата, я принимал в этом участие и знаю, ее основной задачей предполагалось — стоять вне политических баталий нижней палаты, служить неким пороговым фильтром в этом отношении, и еще привносить в федеральное законодательство интересы регионов. Вот для этого палата и задумывалась.
Поскольку сегодня, извините, никаких баталий в Государственной Думе нет, а регионы, откровенно говоря, реального влияния на федеральном уровне не имеют, то в этом смысле свою главную функцию Совет Федерации не выражает.
Еще мне хотелось бы отметить момент, связанный со способом формирования Совета Федерации сегодня. Давайте назовем вещи своими именами, верхняя палата парламента сейчас – это такой «отстойник» для заслуженных людей федерального уровня, бывших губернаторов, бывших министров и т.д. Это одна часть.
А вторая часть – это некая попытка выстроить лоббисткую схему, чтобы представители лоббировали не интересы региона, а интересы власти региона на федеральном уровне. Вот, что сегодня происходит.
Конфликт между губернатором и представителем региона в Совете Федерации может быть, на мой взгляд, только одного свойства – представитель не выполняет или выполняет недостаточно хорошо те функции, которые на него возложил губернатор, либо вовсе дискредитирует регион. Этому есть два замечательных примера – Константин Цыбко и Евгений Тарло. Тарло, опять же, мягко говоря, своими неразумными действиями просто дискредитировал ту губернию, которую представлял. А Цыбко – и вовсе замешан в коррупционном скандале.
Чтобы не было конфликтов, нужно, чтобы представитель субъекта в верхней палате, во-первых, не дискредитировал регион, а во-вторых, был помощником, реальным лоббистом региональных интересов на федеральном уровне.
Сейчас мы видим, что бывшие влиятельный люди федерального уровня возвращаются в Сенат, их имена известны – Олег Морозов из Татарстана, Николай Федоров – бывший руководитель Чувашии, бывший министр, Франц Клинцевич – тоже человек, достаточно известный на федеральном уровне, но к тому региону, от которого выдвигается, мягко говоря, никакого отношения не имеет. Так что конфликты бывают, да, когда представители не очень хорошо понимают для чего их отправили в Совет Федерации.
Ожидается, что новые главы регионов приведут за собой 11 новых парламентариев (от Брянской, Калининградской, Пензенской, Смоленской, Сахалинской, Тамбовской, Калужской, Еврейской автономной областей, Республики Татарстан, Чувашской республики и Краснодарского края). Еще трех сенаторов, вероятно, предложат депутаты региональных парламентов в Рязанской, Челябинской областей, Республики Коми, пишут «Известия».
Юлий Нисневич:
— Надо, прежде всего, понять, какая сегодня роль у этой палаты вообще — Совета Федерации. В принципе ведь она считается одной из палат высшего законодательного органа страны. Если мы задумаемся о ее нынешнем положении, то мы поймем, что сегодня она, мягко говоря, никакой роли не играет. Если смотреть объективно, с точки зрения законодательного процесса, то роль Совета Федерации утеряна. Потому что когда придумывалась верхняя палата, я принимал в этом участие и знаю, ее основной задачей предполагалось — стоять вне политических баталий нижней палаты, служить неким пороговым фильтром в этом отношении, и еще привносить в федеральное законодательство интересы регионов. Вот для этого палата и задумывалась.
Поскольку сегодня, извините, никаких баталий в Государственной Думе нет, а регионы, откровенно говоря, реального влияния на федеральном уровне не имеют, то в этом смысле свою главную функцию Совет Федерации не выражает.
Еще мне хотелось бы отметить момент, связанный со способом формирования Совета Федерации сегодня. Давайте назовем вещи своими именами, верхняя палата парламента сейчас – это такой «отстойник» для заслуженных людей федерального уровня, бывших губернаторов, бывших министров и т.д. Это одна часть.
А вторая часть – это некая попытка выстроить лоббисткую схему, чтобы представители лоббировали не интересы региона, а интересы власти региона на федеральном уровне. Вот, что сегодня происходит.
Конфликт между губернатором и представителем региона в Совете Федерации может быть, на мой взгляд, только одного свойства – представитель не выполняет или выполняет недостаточно хорошо те функции, которые на него возложил губернатор, либо вовсе дискредитирует регион. Этому есть два замечательных примера – Константин Цыбко и Евгений Тарло. Тарло, опять же, мягко говоря, своими неразумными действиями просто дискредитировал ту губернию, которую представлял. А Цыбко – и вовсе замешан в коррупционном скандале.
Чтобы не было конфликтов, нужно, чтобы представитель субъекта в верхней палате, во-первых, не дискредитировал регион, а во-вторых, был помощником, реальным лоббистом региональных интересов на федеральном уровне.
Сейчас мы видим, что бывшие влиятельный люди федерального уровня возвращаются в Сенат, их имена известны – Олег Морозов из Татарстана, Николай Федоров – бывший руководитель Чувашии, бывший министр, Франц Клинцевич – тоже человек, достаточно известный на федеральном уровне, но к тому региону, от которого выдвигается, мягко говоря, никакого отношения не имеет. Так что конфликты бывают, да, когда представители не очень хорошо понимают для чего их отправили в Совет Федерации.