Закон о локализации такси: для большинства регионов эффект может быть негативным


Принятие закона о локализации автомобилей для такси в регионах, который вступит в силу только с 1 марта 2026 года, уже сейчас вызывает панику и среди автопроизводителей, и среди перевозчиков. Я сам был свидетелем: ехал в такси, когда по радио передавали новость, что Госдума приняла закон. Передавать поток ругательств, который исторгнул мой шофер, не буду.

Конечно, какие-то позитивные эффекты у закона будут. Он все-таки направлен на стимулирование производства автомобилей в России, что является важным шагом в условиях ограничений на импорт и необходимости замещения иностранных автомобилей. Закон якобы нужен, чтобы снизить зависимость от иностранных брендов.

Одним из наиболее серьезных недостатков нового закона является угроза снижения конкуренции на рынке. Запрет на использование нелокализованных автомобилей может привести к тому, что производители отечественных автомобилей не будут чувствовать давления со стороны конкурентов. Результат очевиден: качество упадет еще сильнее, а цены – вырастут. Издержки олигополии.

С введением жестких требований к локализации таксопарки и ИП могут столкнуться с ограниченным выбором автомобилей. То есть возить даже в классе «бизнес», не говоря уже про «премиум», через несколько лет будет не на чем. Ну не Aurus же пустят на такси?!

Многие отечественные автомобили еще не прошли полноценный гарантийный цикл эксплуатации в условиях высокой нагрузки, характерной для такси. То есть даже непонятно, пригодны ли такие машины для таксопарков.

Есть и макроэкономические проблемы. Введение новых требований может привести к увеличению нагрузки на заводы, которые уже работают на пределе мощностей.

В ряде регионов новые правила для такси заработают позже. В Калининградской области и Сибирском федеральном округе – с 1 марта 2028 года, а в Дальневосточном федеральном округе – с 1 марта 2030 года. Сложно сказать, удастся ли снизить негативные эффекты для этих территорий за счет длительной отсрочки. Сейчас на такой горизонт планирования (три – пять лет) вообще что-то планировать сложно. Кто знает, может, за это время вернутся в Россию корейские/европейские автопроизводители. Или, наоборот, китайцы все же массово начнут локализовывать производство. Или появится некий аналог Evolute, то есть новый российский бренд. Так что тут можно только однозначно утверждать, что при введении в действие закона через 10 месяцев на основной части страны эффект будет скорее негативным, а более далекий горизонт планирования – дело неблагодарное в нынешних геоэкономических реалиях.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: