Сегодня нужна амбициозная стратегия территориального сохранения России
Вице-премьер Дмитрий Козак провел совещание с представителями исполнительной и законодательной власти по проекту положения о содержании, составе и разработке Стратегии пространственного развития страны.
— Сегодня во многом проблема нехватки трудовых ресурсов мешает развитию части регионов, которые готовы реализовывать инвестиционные проекты, строить заводы и фабрики, но не знают, где брать квалифицированные кадры. Тут нужны радикальные меры: налоговые или инфраструктурные льготы. Но в нынешней ситуации с такими мерами могут быть проблемы, — прокомментировал первый зампред комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Иван Абрамов.
Проект положения (есть у «Известий») о содержании, составе, порядке разработки, утверждения, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии пространственного развития РФ говорит о том, что стратегия должна содержать анализ территориальных характеристик — в частности, учитывать типологию регионов, межрегиональное и приграничное взаимодействие, анализ проблем расселения, анализ производственных, природных, энергетических, транспортных и других аспектов территорий.
Сегодня некоторые регионы России могут иметь разницу по плотности населения на 1 кв. км в тысячи раз. Самая большая проблема с населением наблюдается в некомфортных для проживания с природной точки зрения регионах, а также в некоторых регионах Зауралья.
Виталий Сергеев:
— Стратегия пространственного развития — это фактически стратегия сохранения России. Задача в нашей демографической ситуации трудно решаемая. Многие традиционно русские районы запустели настолько, что в них живет меньше людей, чем после Великой Отечественной войны. В других регионах произошла этническая замена — смена населения. Китайские районы на Дальнем Востоке, горские на казачьих землях Ставрополья уже не удивляют, но таджикские и узбекские на Вологодчине более, чем просто случайный симптом.
При этом правительство с опаской подходит к этой проблеме: профильные ведомства, занимающиеся ей постоянно, закрываются, принятые решения не выполняются. Набор предлагаемых в очередной раз мер по удержанию и привлечению населения на малонаселенные территории традиционен и слаб.
Вместо привлечения и закрепления людей на предлагаемых территориях через создание рабочих мест, наделения их собственностью, способной приносить доход работающему на ней, снова предлагается система льгот, но все они в сравнении возможностями для проживающих в густонаселенных территориях ничтожны. Проблема требует действительно государственного стратегического подхода. Программа Стратегии пространственного развития должна быть не менее амбициозной, чем Столыпинское переселение и Освоение Целины.