Возможно, сейчас мы наблюдаем процесс начала смены региональных элит
Борьба с коррупцией в регионах, похоже, выходит на новый уровень. Очевидно, что внимание силовиков к преступлениям подобной направленности усиливается. В фокусе внимания правоохранительных органов все чаще и чаще оказываются высокопоставленные представители региональных управленческих команд.
По официальным данным Следственного комитета РФ, в 2024г. В России выявлено около 14 тыс. коррупционеров, направлено в суд почти 10 тыс. уголовных дел о коррупции, что на 14,4% больше, чем за 2023г. При этом, прямой ущерб от коррупционных преступлений снизился на 12% и составил в абсолютных цифрах 14,2 млрд. рублей. Почти 30 тыс. чиновников всех уровней привлечено к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения.
По данным Генеральной прокуратуры РФ, коррупционные преступления фиксируются во всех без исключения субъектах РФ, при этом в авангарде списка – Республика Татарстан, Ставропольский край, а замыкает список Чукотский АО, Еврейская АО.
Как видно из статистики, степень коррумпированности чиновников зависит от деловой активности в регионе, а также от концентрации в них органов различной власти.
Не исключено, что сейчас мы наблюдаем процесс начала смены региональных элит в соответствии с парадигмой президента РФ Владимира Путина о формировании новой элиты страны. Возможно, зачистки в региональных администрациях направлены на унификацию управленческой системы в целях повышения ее эффективности и управляемости регионов с последующей еще большей централизацией власти.
По данным Росстата, 76% субъектов РФ — дотационные, для их поддержания выделяются из федерального бюджета трансферы на покрытие бюджетных расходов, особенно в социальной сфере, в связи с чем у федерального центра возникает резонный вопрос к региональным чиновникам об эффективности расходования этих средств, повышенный контроль из центра трансформируется в уголовные дела.
Повышенные расходы на национальную безопасность, включая финансирование ВПК, обостряют вопросы эффективного расходования бюджетных средств со стороны органов власти субъектов РФ, поэтому государство в лице федеральных органов власти, осознавая определенный дефицит в финансировании своих социальных обязательств, пытается выявлять на системном уровне не только коррупциогенные факторы, влияющие на расходование бюджетных средств, но и пресекать конкретные коррупционные преступления сильно влияющие на рейтинг этой власти.
Видимо, пришло понимание того, что коррупция угрожает основам государства, находящегося под жестким санкционным воздействием. В любом случае, антикоррупционные зачистки на региональном и муниципальном уровнях только усилятся, особенно с учетом того, что при увеличивающейся цифровизации страны упрощаются методы выявления и документирования коррупционных преступлений, и, соответственно, их пресечения.