Протестная активность в регионах: болевые точки, возможная реакция властей
В отдельных регионах сегодня возникают локальные протестные акции. Некоторые из них связаны с экологическими и коммунальными проблемами. Однако эксперты не исключают риска стихийных акций. Поводом к таковым может стать активизация одной из социально острых тем.
Политический обозреватель Андрей Перла:
Прежде всего, надо сказать, что в 2025 году нет никаких оснований ожидать высокой протестной активности в регионах России. Конечно, совсем без акций протеста не обойдется, так не бывает, но протесты будут исключительно локальными, незначительными с точки зрения количества непосредственных участников. Такие протесты будут связаны исключительно с местными проблемами и будут сравнительно легко купироваться, если власти дадут себе труд выстроить последовательную неформальную коммуникацию с жителями, разъясняя свою позицию.
Впрочем, сейчас довольно много говорят о гипотетической возможности роста протестных настроений после окончания СВО. Мне кажется, что эти страхи очень сильно преувеличены и исходят из ложных предпосылок — на самом деле регионы вполне готовы к встрече и адаптации ветеранов. В самом худшем случае речь пойдет лишь об отдельных эксцессах.
Политолог, заместитель директора Центра ПРИСП, член РАПК, автор канала «Телеграбля» Валерий Прохоров:
После того, как новая американская администрация перекрыла в лице USAID щедрый источник, подпитывавший протестную активность в разных уголках планеты, народные волнения в российских регионах в меньшей степени будут обусловлены привнесенными или надуманными поводами. Но это не означает, что чувствительные, взрывоопасные проблемы исчезнут сами собой, а возмущенные люди не будут при случае «тыкать палкой» зазевавшиеся власти на местах. Тем более, что, как говорится, «юсэйд уехал, а методички остались».
Триггеры остаются прежними: социальная несправедливость, нерешенные проблемы ЖКХ и инфраструктуры, задержки зарплат на предприятиях, экологические конфликты, а также локальные ошибки властей, связанные с непродуманными реформами или административным давлением на население. Особый риск представляют необъяснимые резонансные решения, затрагивающие чувствительные вопросы, например, точечные застройки, закрытие социально значимых объектов или перераспределение бюджетных средств в ущерб гражданам.
Региональным властям нужно оперативно фиксировать тревожные сигналы, работать на упреждение, вовлекать граждан в обсуждение значимых изменений.
Публицист, основатель Telegram-канала «Толкователь» Павел Пряников:
Судя по замерам социологов, в последние годы главный триггер протестов – экология. Это явление очень широкое – от рубок рощ и парков в городах до свалок, мусоросжигательных заводов, выбросов предприятий. Внутри самого явления «экология» наиболее широкие и активные протесты – по вырубке зеленых насаждений.
Еще один триггер связан с точечной застройкой в городах, причем вырубка часто сопровождает этот процесс.
Выход для региональных администраций тут один: не отмахиваться и не применять репрессии против протестующих, а создавать согласительные группы с участием инициативных общественников. А главное – на ранней стадии купировать возможные злоупотребления со стороны частного бизнеса, особенно строительного комплекса.
Политконсультант Роман Ларионов:
Сегодня протестная активность в системном виде сильно затруднена из-за отсутствия соответствующей политической инфраструктуры. Поэтому мы можем говорить лишь о рисках стихийных акций. Поводом к ним может стать активизация одной из социально острых тем. И для каждого региона такие зоны риска свои. Выделяется, конечно, приграничье, где много беженцев и периодические инциденты с обстрелами. В других регионах это могут быть проблемы с мигрантами, сбои в системе ЖКХ, экологические проблемы. Но если региональные власти будут минимизировать риск обострения этих проблем, то о массовых протестах можно не переживать.