Для разрешения конфликтов в сельских школах Дагестана нужны системные меры
Глава Дагестана Сергей Меликов заявил о нездоровой тенденции в сфере образования республики, «когда администрации школ делают учебный процесс предметом спекуляции». В селе Хубар Казбековского района коллектив потребовал вернуть прежнего директора и начал забастовку. По мнению Меликова, на самом деле это может быть попытка дискредитировать и сменить местную власть.
Такая реакция Меликова, думаю, или никак не повлияет на ситуацию в сельском образовании, или может даже ухудшить ее, потому что здесь идет столкновение общественного и частного интереса. Подоплека этого конфликта заключается даже не столько в школе (школа – это лишь инструмент давления, причем с обеих сторон), сколько в том, что в селе Хубар есть земли, которые в результате определенных манипуляций оказались в собственности районного центра. Когда жители Хубара стали поднимать вопрос по этому поводу, то власти района решили немножко надавить на село через депутатский корпус.
А депутатами в селе становятся либо те, у кого большая семья и много голосов, либо статусные лица – директор школы, председатель колхоза. В данной ситуации директором школы был депутат с большой семьей, дошло до того, что он был вынужден отказать районным властям и уйти из школы. Но в его поддержку начали выступать учителя и другие жители села. И в принципе, вопрос, который можно было решить мирно, спокойно, в рамках правового поля, вышел чуть ли не на федеральный уровень благодаря публикации в Telegram-канале главы республики.
Возможно, Меликов не до конца вник в эту ситуацию, либо прислушался только к одной из сторон. Министр образования Дагестана приезжал в эту школу не раз и подоплеку знает, но, во-первых, учредителями школ значатся муниципальные органы власти, а во-вторых, повторю, проблема здесь связана не столько со школой, сколько с имущественными отношениями.
В целом надо говорить о нездоровой атмосфере в сельском образовании, медицине и так далее. В результате потери контроля и пускания ситуации на самотек там очень быстро начинает процветать семейственность с кланами, группами и коррупционными фактами. Не везде доходит до драк между учителями и директорами, но много конфликтов, взаимных обид и доносов – такая картина примерно в 80% сельских школ Дагестана. К сожалению, так было всегда, против этого нужны системные меры. Регулирование в ручном режиме, как это сейчас делает Меликов, не принесет пользы.