Для поддержки стройотрасли регионам необходимы инфраструктурные проекты


Отмена льготной ипотеки фактически привела к остановке жилищного кредитования, поскольку при существующей ключевой ставке «рыночный» процент по ипотеке делает ее экономически нецелесообразной. В этих условиях наблюдается резкое снижение продаж строящегося жилья, в связи с чем муссируется тема возможного массового банкротства застройщиков в 2025 году и остановки крупных строительных проектов, особенно в регионах.

Аналитики ДОМ.РФ утверждают, что застройщики в 2023-2024 годах успели сформировать задел по продажам, таким образом, половина строящегося жилья уже распродана. Это даст возможность завершить начатые проекты. Предположительно, банкротство угрожает лишь тем застройщикам, которые в сложившихся условиях проводят непродуманную финансовую политику, при этом банкротство и уход с рынка ряда застройщиков не приведут к появлению в стране новых недостроев, поскольку проекты обанкротившихся застройщиков будут переданы на достройку другим девелоперам.

В этой связи по-настоящему тревожным представляется более отдаленная перспектива, поскольку в текущих финансово-экономических условиях в регионах сокращается количество новых строительных проектов. По оценке ДОМ.РФ, в 2025 году объем новых проектов по сравнению с 2024 годом сократится на 27-38%.

В ситуации резкого падения продаж жилья и отсутствия у застройщиков возможности получать банковские кредиты на адекватных условиях необходимо делать ставку на проекты, менее зависимые от этих факторов, а именно на проекты, как непосредственно финансируемые государством, так и те, в которых государство помогает создавать условия для привлечения частных инвестиций.

В качестве таких мер поддержки строительной отрасли можно рассматривать увеличение доли строительства жилья за счет бюджетных средств для «нуждающихся категорий». При этом данные категории могут быть расширены.

Задача привлечения частных инвестиций в жилищное строительство (а на сегодняшний день, по данным ЦБ, на банковских счетах и депозитах российских граждан хранится около 60 трлн. рублей) может решаться за счет реализации государством мер по повышению инвестиционной привлекательности строительных проектов. Это, в частности, может быть развитие малоэтажного строительства – такие проекты менее масштабны и, соответственно, требуют меньше вложений, а вложенные средства быстрее возвращаются. Это также проекты комплексного развития территорий.

Эффективной мерой поддержки строительной отрасли и отраслей производства стройматериалов в текущих условиях могло бы стать увеличение в российских регионах количества проектов не только жилищного, но также инфраструктурного, транспортного и социально-культурного строительства. Но здесь важно помнить, что такие проекты, поскольку они финансируются преимущественно за счет бюджетных средств, легко могут из меры поддержки превратиться в инструмент разорения застройщиков. Данные проекты реализуются на основании заключенных госконтрактов, цена которых фиксируется на весь период строительства с учетом универсальных индексов-дефляторов, утверждаемых Минэкономразвития России. В случаях, когда реальные затраты строителей вырастают сильнее, чем предусмотрено индексом-дефлятором, эти расходы ложатся на плечи застройщика. В то же время уже признанным фактом является то, что универсальный индекс-дефлятор МЭР не отражает реальной инфляции в строительстве. В этой связи Минстроем России совместно с Главгосэкспертизой разработаны более точные дефляторы для каждого вида строительства. Необходимо, чтобы Минэкономразвития России как можно быстрее начало их применять, иначе вместо господдержки стройкомплекса рискуем получить череду банкротств строительных компаний.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: