Для поддержки стройотрасли регионам необходимы инфраструктурные проекты
Отмена льготной ипотеки фактически привела к остановке жилищного кредитования, поскольку при существующей ключевой ставке «рыночный» процент по ипотеке делает ее экономически нецелесообразной. В этих условиях наблюдается резкое снижение продаж строящегося жилья, в связи с чем муссируется тема возможного массового банкротства застройщиков в 2025 году и остановки крупных строительных проектов, особенно в регионах.
Аналитики ДОМ.РФ утверждают, что застройщики в 2023-2024 годах успели сформировать задел по продажам, таким образом, половина строящегося жилья уже распродана. Это даст возможность завершить начатые проекты. Предположительно, банкротство угрожает лишь тем застройщикам, которые в сложившихся условиях проводят непродуманную финансовую политику, при этом банкротство и уход с рынка ряда застройщиков не приведут к появлению в стране новых недостроев, поскольку проекты обанкротившихся застройщиков будут переданы на достройку другим девелоперам.
В этой связи по-настоящему тревожным представляется более отдаленная перспектива, поскольку в текущих финансово-экономических условиях в регионах сокращается количество новых строительных проектов. По оценке ДОМ.РФ, в 2025 году объем новых проектов по сравнению с 2024 годом сократится на 27-38%.
В ситуации резкого падения продаж жилья и отсутствия у застройщиков возможности получать банковские кредиты на адекватных условиях необходимо делать ставку на проекты, менее зависимые от этих факторов, а именно на проекты, как непосредственно финансируемые государством, так и те, в которых государство помогает создавать условия для привлечения частных инвестиций.
В качестве таких мер поддержки строительной отрасли можно рассматривать увеличение доли строительства жилья за счет бюджетных средств для «нуждающихся категорий». При этом данные категории могут быть расширены.
Задача привлечения частных инвестиций в жилищное строительство (а на сегодняшний день, по данным ЦБ, на банковских счетах и депозитах российских граждан хранится около 60 трлн. рублей) может решаться за счет реализации государством мер по повышению инвестиционной привлекательности строительных проектов. Это, в частности, может быть развитие малоэтажного строительства – такие проекты менее масштабны и, соответственно, требуют меньше вложений, а вложенные средства быстрее возвращаются. Это также проекты комплексного развития территорий.
Эффективной мерой поддержки строительной отрасли и отраслей производства стройматериалов в текущих условиях могло бы стать увеличение в российских регионах количества проектов не только жилищного, но также инфраструктурного, транспортного и социально-культурного строительства. Но здесь важно помнить, что такие проекты, поскольку они финансируются преимущественно за счет бюджетных средств, легко могут из меры поддержки превратиться в инструмент разорения застройщиков. Данные проекты реализуются на основании заключенных госконтрактов, цена которых фиксируется на весь период строительства с учетом универсальных индексов-дефляторов, утверждаемых Минэкономразвития России. В случаях, когда реальные затраты строителей вырастают сильнее, чем предусмотрено индексом-дефлятором, эти расходы ложатся на плечи застройщика. В то же время уже признанным фактом является то, что универсальный индекс-дефлятор МЭР не отражает реальной инфляции в строительстве. В этой связи Минстроем России совместно с Главгосэкспертизой разработаны более точные дефляторы для каждого вида строительства. Необходимо, чтобы Минэкономразвития России как можно быстрее начало их применять, иначе вместо господдержки стройкомплекса рискуем получить череду банкротств строительных компаний.