Инфляция в первую очередь бьет по бедным регионам
Инфляция в России в начале 2025 года поднялась на 1,14%, что вновь превысило данные за первый месяц 2024 года, когда индекс потребительских цен составил 0,86%. Об этом свидетельствуют данные Росстата. По данным ведомства, в продовольственной корзине c начала 2025 года больше всего подорожали свежие огурцы (+8,45%), водка (+5,66%), репчатый лук (+5,05%), яблоки (+4,75%). Согласно результатам опроса «инФОМ», который был проведен по заказу Банка России, инфляционные ожидания россиян на ближайшие 12 месяцев выросли до 14%, а текущий наблюдаемый рост цен поднялся до 16,4%.
Прежде чем мы попытаемся оценить влияние продовольственной инфляции на социальное самочувствие в регионах, определимся в базовых понятиях, которые часто ускользают не только от политологов, но и экономических аналитиков.
Первое – Росстат не считает инфляцию в сельской местности.
Второе – Росстат не считает инфляцию в неформальном секторе.
Третье – Росстат считает инфляцию по ценникам.
Если мы посмотрим на первое замечание, то окажется, что от Росстата ускользает жизнь примерно 23% населения, которые относятся у нас к сельским жителям. По косвенным оценкам, продовольственная инфляция в сельской местности, как правило, несколько выше, чем в городах – из-за более дорогой логистики до сельских магазинов и меньшего оборота. Соответственно, чем больше в регионе сельского населения, чем меньше в нем плотность населения, тем цены будут выше, чем общая инфляция по Росстату.
По второму замечанию мы тоже имеем только косвенные оценки – это динамика цен на рынках, а также реализуемых продуктов с подворий и из другого неформального сектора. Сами фермеры и ЛПХ в последний год жалуются, что им приходится повышать цены на продукцию на 20-25%, так как в отличие от агрохолдингов они не имеют дотаций от государства.
Третье замечание указывает нам, что в зависимости от структуры питания личная инфляция может быть сильно выше официальной. Например, картофель в 2024 году только официально подорожал на 95%, а он во многих регионах и доходных стратах является базовым видом продовольствия.
Инфляция в первую очередь бьет по бедным, так как всегда сильнее дорожают именно базовые виды продуктов, которые составляют основную часть их рациона – выше упомянутый картофель, хлеб (он, кстати, дорожал тоже сильнее общей инфляции – на 15-16%), крупы, «борщевой набор» (и он был в числе лидеров по удорожанию – например, свекла подорожала почти на 30%), мясные субпродукты и т.д.
Отсюда мы можем сделать вывод, что чем изначально беднее был регион, чем меньше в нем плотность населения, чем меньше в нем неформальных горизонтальных связей взаимовыручки (какие есть, к примеру, на Северном Кавказе), чем меньше неформальный сектор в виде разного рода подработок (в т.ч. т.н. «даров природы» — рыбалки, охоты, сбора орехов, ягод и грибов – чем отличается наша Сибирь и Дальний Восток; или сдача недвижимости курортникам в Краснодарском крае и Крыму), тем сильнее инфляция била по жителям этого региона.
По совокупности этих факторов, скорее всего, окажется, что сильнее всего личная инфляция ощущалась жителями Нечерноземья. Но ситуацию в таких регионах сглаживает то, что это регионы с пожилым населением, с небольшой долей молодежи. Пожилое и старое население привыкло терпеть и доверять власти, тот есть протестный потенциал там невысокий.