Регионам, желающим сохранить двухуровневую систему МСУ, важно четко распределить полномочия
Российским регионам могут дать право самим определять модель самоуправления. Соответствующую поправку готовят в Госдуме ко второму чтению законопроекта об общих принципах организации МСУ. В случае принятия поправки каждый регион будет сам решать, сохранить двухуровневую систему МСУ или перейти на одноуровневую и упразднить городские и сельские поселения. В первом чтении законопроект был принят в январе 2022 года, второе чтение намечалось на декабрь 2024-го, но было перенесено из-за разногласий.
Реформа МСУ проходит не просто и не быстро. Вряд ли будет мощное сопротивление новой поправке, поскольку она наделит регионы правом самостоятельно делать выбор, о чем они и просили. Субъекты, которые были недовольны редакцией предлагаемого для всех закона, смогут определить собственный путь. Но при этом они понесут ответственность за все шишки, которые они набьют. Эти шишки, правда, отразятся на гражданах, потому что изначально представляемый путь реформы все-таки предлагает унифицировать принятие решений и четкого определения полномочий. Если какие-то регионы явно намерены сохранить двухуровневую систему, тогда будет не очень понятно, кто какие полномочия имеет. Опять сохранятся «корпоративный» футбол и невозможность принимать часть важных решений и их реализовывать. Возможно, после этой поправки последуют доработки: модель для регионов с одноуровневой системой полномочий МСУ и особенности перераспределения полномочий для желающих сохранить двухуровневую систему. Все это – важная попытка оптимизировать систему принятия решений, которая регулируется более чем 100 нормативных актов. Они часто друг другу противоречили, но сейчас важно все синхронизировать, чтобы не было конфликтов между контролирующими органами, руководителями МСУ. Ясно, что любые изменения всегда встречают сопротивление – такова психология человека. Тем более так устроены люди, которые проработали долгое время в одной системе и не готовы что-то менять. Думаю, так или иначе изменения произойдут.
Среди причин, по которым регионы наделят правом самостоятельно выбирать систему, – свобода принятия решений и возможность опробовать на себе ту систему, которая кажется наиболее оптимальной. Полагаю, что позже будет проведена оценка, что все-таки сработало лучше, и на этом основании можно будет давать следующие рекомендации и развивать дискуссию. Этот вопрос не быстрый, он может затянуться. Но главное – не навредить, поэтому спешить не стоит.
В принципе, мы уже понимаем, какие регионы не готовы к таким реформам и чего они требуют. Опять же, важно выяснить, по каким причинам – экономическим, политическим, связанным с традициями, балансом межнациональных и прочих взаимоотношений. Все это требует анализа, оценки, формулировки и конкретизации предложений, поскольку нужна не реформа ради реформы, а работа по улучшению существующей ситуации. Эта работа длится не первый год, но она идет тем темпом, который возможен – без насилия.