Вызовы для регионального управления остаются серьезными: бюджетный дефицит, отраслевые кризисы, проблемы ЖКХ


Что касается результатов ХII рейтинга эффективности управления в субъектах Федерации, то прежде всего отмечу роль Москвы. С одной стороны, мы видим, что Москва все увереннее стала задавать тренды по части эффективности региональной власти. На мой взгляд, дело здесь не только в громадных ресурсах, которыми располагает город, но и в достаточно слаженной работе всей городской власти. С другой стороны, у этого вывода есть обратная сторона: в России очень немного регионов, которые способны состязаться со столицей в плане эффективности управления. Если такой разрыв между столицей и регионами будет нарастать, будут нарастать и претензии к региональной власти на периферии.

Проблемные точки, которые показывает наше исследование: бюджетный дефицит, катастрофическая ситуация от спада налога на прибыль организаций, которая была характерна для многих регионов, за этим по цепочке следовало сокращение бюджетных инвестиций, притом что федеральное правительство стало проводить еще более строгую политику по распределению бюджетных трансфертов – выбить дополнительные деньги из федерального бюджета регионам все сложнее.

Все более острым становится вопрос оптимизации государственного аппарата, поскольку многие регионы ухитрились увеличить расходы на содержание чиновников, но бюджетные проблемы нарастают. Это в том числе может повлиять на принятие решений по отложенной пока муниципальной реформе, которая предполагает ликвидацию поселенческого уровня местного самоуправления.

Важная проблемная точка, которая не стала новостью, – модернизация ЖКХ. Это одна из тем послания президента РФ в 2024 году, когда говорилось о будущих громадных инвестициях в эту сферу. В течение 2024 года движения в регионах в этом направлении мы не наблюдали. Во многом это связано с финансовыми ограничениями, но проблемы ЖКХ никуда не исчезли, а только нарастали. В ситуации, когда регионы были вынуждены сдерживать или даже сокращать расходы на ЖКХ, притом что потребность в модернизации растет и это становится политической задачей, сформулированной Кремлем, возникает диссонанс, который будет нас преследовать и в последующие годы.

Что касается перспектив: наше исследование показало, что политическая управляемость велика и рельефно выделяется на фоне социально-экономической и финансово-бюджетной. Однако уже можно задумываться о выборах в Госдуму – 2026 и о том, какой будет позитивная повестка для власти и «Единой России» в рамках этой кампании. Фрагменты этой повестки более-менее понятны, но в целом пазл пока не сложился: какие будут акценты, как эта повестка будет сконфигурирована? Политическая управляемость – это хорошо, но финансовые и социальные проблемы не исчезают, а местами становятся еще более ярко выраженными.

То, что начинает все больше настораживать, – увеличение количества отраслевых кризисов, которые негативно сказываются на региональных бюджетах и по цепочке могут сказываться (а где-то уже сказываются) на социальном оптимизме граждан и социально-экономической ситуации в регионах. В прошлом году мы наблюдали кризис в угольной промышленности, который никуда не делся, в рыбной отрасли. Ближе к концу года мы увидели нарастание кризисных моментов в черной металлургии, которые продолжают развиваться. Мы видим проблемную ситуацию с нефтью – ее добычей и экспортом.

Риски, о которых мы говорили раньше, сохранились. Общественное недовольство может давать о себе знать, но в умеренных формах, по отдельным проблемным точкам. Это мы наблюдали в 2024 году: особая ситуация в Курской области, происходящее на черноморском побережье в связи с экологической проблемой.

Таким образом, вызовы для эффективности регионального управления остаются серьезными, политические результаты значимы, но не должны успокаивать.

Из выступления на заседании клуба «Регион» 15 января.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: