Еще вопрос — нужно ли Кремлю появление «суперрегиона»
Тюменская областная дума рассмотрела в первом чтении новые правила избрания губернаторов автономий — ХМАО и ЯНАО. Депутаты внесли в устав региона поправки, позволяющие высшему должностному лицу Тюменской области вносить на рассмотрение президента РФ кандидатуры на пост глав автономных округов.
В законе, помимо данной поправки, приводящей областное законодательство в соответствие с федеральным, значится и другой пункт — промаркированный как 9.1. Он вносит изменения в статью 38 устава Тюменской области («Полномочия губернатора»), согласно которым глава «матрешки» сможет оказывать прямое влияние на социально-экономические процессы внутри автономных округов.
Уместно напомнить, что взаимоотношения властей Тюменской области, ХМАО и ЯНАО определяются специальным договором о распределении полномочий, который впервые был заключен в 2002 году органами власти трех регионов. После этого структура договорных отношений менялась, включая появление программы «Сотрудничество», однако принцип делегирования полномочий губернатором «большой Тюмени» своим коллегам в округах сохраняется и сегодня.
Алексей Швайгерт:
— Не надо быть капитаном Очевидностью, чтобы знать, что тема объединения «матрешки» достаточно старая и болезненная. Уже несколько раз подобные волны слухов будоражили местные элиты. И вот сейчас все, вроде бы, как всегда – очередная паника, а за ней, по идее, ничего, сохранение статус-кво автономных округов.
Все бы так, если бы не кризисные явления. А кризис, как мы знаем, открывает у деятельных политических игроков пространство новых возможностей и амбициозных планов.
Я бы рассмотрел здесь две логики, два подхода. Объединение трех территорий в один «классический» субъект федерации может быть выгоден тому или иному околокремлевскому клану. Создание единой суперресурсной территории с одним (и подконтрольным) губернатором в условиях интенсивной элитной борьбы за активы и влияние – чем не удар между ног своим оппонентам? Да, это сложно и конечный результат предсказать невозможно, но сама игра, сама интрига стоит свеч. Как минимум, прямые выборы в автономиях уже отменены и электоральные капиталы местных элит как таковые не имеют абсолютно никакого значения. Эта одна логика.
Однако есть и другое видение. Нужно ли Кремлю появление «суперрегиона»? Ведь вслед за эти феноменом проявятся и другие – «супергубернатор», «суперэкономика», «супервлияние» и проч. Таким образом, в Западной Сибири может образоваться своеобразный анклав, который в перспективе может транслировать некие политические притязания и даже диктовать определенные требования. В условиях кризиса удобно держать регионы на коротком поводке, а объединение территорий и их «заведение» под одного губернатора и, как следствие, одну силу влияния, на мой взгляд, означало бы «разматывание» поводка и противоречило бы традиционной политики федерального центра – разделяй и властвуй.
Но, подчеркну еще раз, кризис – это огромное окно возможностей для влиятельных лоббистов. Поэтому предсказывать дальнейшее развитие ситуации в «матрешке» достаточно сложно.